всматриваться во вроде бы знакомые образы, стремиться проникнуть в их сущность, открывать
новые духовные глубины.
Искусство, ориентированное на постижение умонепостигаемого Бога, вырабатывало особый
абстрактный, условный художественный язык, что привело к высокоразвитому символизму. Символ
не имел чёткого соответствия с представляемым объектом, он его не отражал, а обозначал и вызывал
определённые ассоциации. Символ – это видимый знак невидимого. Он был необходим как
посредник между миром земным и небесным. Обоснование этой необходимости выражено в словах
защитника иконопочитания Иоанна Дамаскина (VIII в.): «Иконы суть видимое невидимого и не
имеющего фигуры, но телесно изображённого из-за слабости понимания нашего»[4].
Любое произведение церковного искусства само по себе символично как духовный архетип[5]
(храм – образ Царства Небесного, икона – образ святого).
Конкретной символикой наделены все элементы художественного выражения: детали
планировки, освещённость, количество глав у храма или позы, жесты, цвет в иконе. Произведение
могло выступать также как символ духовно-эстетической жизни своей эпохи (икона А.Рублёва
«Троица» отражала идеи единства народа и земли русской).
Это последнее связано с тем, что в культовом искусстве тенденции к условности, схематизации
и отвлечению постоянно противостояла другая – тенденция к полнокровному воспроизведению
земных образов. Древние творения отражали своеобразие эпохи, национальные особенности, быт,
природу, что сделало их настоящими художественными и историческими памятниками русского
народа.
Культовое искусство носило синтетический характер. Это в полной мере проявлялось во время
богослужения, где одновременно участвовали все виды искусств. Архитектура, живопись, пение,
проповедь, театральное действо – всё работало на создание единого образа иного мира, утверждало
внутреннее соборное объединение. «Собор всей твари как грядущий мир вселенной, объемлющий и
ангелов, и человеков, и всякое дыхание земное, – такова основная храмовая идея нашего древнего
религиозного искусства»[6].
ПОЯВЛЕНИЕ ПИСМЕННОСТИ У СЛАВЯН И ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Восточнославянские языки относятся к славянской группе индоевропейской языковой семьи.
Считается, что в глубокой древности они составляли некое единство, один язык. Затем
восточнославянская ветвь распалась на ряд близких друг другу племенных диалектов. Разница
между языком различных племенных объединений была не очень сильна, представитель племени
полян вполне мог понимать, например, кривича, но не без труда. С возникновением русского
государства возникла потребность в выработке среднего наречия, одинаково понятного для всех
племен. Потребность эта была обусловлена необходимостью центральной власти поддерживать
связь с регионами. И такой диалект сложился на основании диалекта полян, жителей столичного
Киева. В него кроме южных по происхождению слов (таких, например, как «вол», «брехати»,
«лепый») вошли и много северных («лошадь», «векша», «изба», «обилье»). Этот усредненный
диалект, так называемое киевское койне, стал основой древнерусского литературного языка.
Обычно считается, что древние славяне не имели письменности. Однако, по некоторым данным
утверждение это не совсем верно. Так, например, болгарский автор Х в. Черноризец Храбр
свидетельствует, что в древности славяне использовали для записи «черты и резы» (очевидно,
идеографическое письмо, в котором один знак мог означать целое понятие или слово), а также буквы
греческого и латинского алфавитов. Звуковое письмо (один звук соответствует одной букве)
появилась у них только после принятия христианства. Получившая распространение на Руси азбука
кириллица была изобретена в IX в. братьями Кириллом и Мефодием по заказу западнославянского
князя Ростислава, правителя Великоморавской державы. При помощи этой азбуки были записаны
переведенные на славянский язык греческие богослужебные книги. С тех пор кириллица
распространилась по всему славянскому миру, а после крещения Руси вошла в обиход и
восточнославянского населения.
Азбука – не единственное приобретение, которое Русь получила вместе с христианством.
Крещение Руси князем Владимиром (988 г.) является одним из самых значительных, поворотных
событий в русской культуре. Выбором греческого православия был во многом определен путь
развития России на много столетий вперед. Христианство, развивавшееся в одном из самых