Стр. 35 - 2

Упрощенная HTML-версия

А вот как описаны действия сибирского шамана, которые мало чем отличались от практики
славян:
«Камлание всегда производилось ночью, при свете костра и длилось до рассвета.
Кульминацией мистерии являлась игра самого шамана, который должен был связаться с духами.
Изображая изгнание демона болезни, шаман покалывал больного ножом, прижигал трутом,
высасывал мнимого червя, зализывал язвы, обливал водой и обвёртывал его шкурой только что
убитого животного и т.д. Иногда шаман в порыве экстаза хватался за раскалённые угли, колол своё
тело ножом, изгоняя злого демона из себя. В заключение камлания приносилась жертва. Шаман
использовал также и рациональные методы лечения»[7].
Таким образом, в языческий период зародилась народная медицина, основанная, с одной
стороны, на магических действиях (обрядах, заговорах, молитвах), связанных с поклонением богам,
духам и силам природы, а с другой – на использовании реальных гигиенических и целительных
средств и приёмов. И хотя на самом деле конкретную пользу приносили последние, всё же магии в
сознании людей отводилась первая роль. Большое значение лечебной магии сохранялось и в средние
века, и в более позднее время. Вспомните, как описывал Л. Толстой в «Войне и мире» роды
маленькой княгини. Или можно привести отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос»,
где автор рисует картину фактически языческого лечения крестьянина Прокла, промёрзшего в
зимней дороге:
«Старуха его окатила
Водой с девяти веретён
И в жаркую баню сводила,
Да нет – не поправился он!
Тогда ворожеек созвали –
И поят, и шепчут, и трут –
Всё худо! Его продевали
Три раза сквозь потный хомут,
Спускали родимого в прорубь,
Под куричий клали насест…
Всему покорялся, как голубь,
А плохо – не пьёт и не ест!»
ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Как уже отмечалось, у славян было принято украшать одежду, хозяйственные и бытовые
предметы магическими знаками, защищавшими людей от зла. Однако эта традиция представляет не
только культовое, но и художественное значение и свидетельствует о развитии в народной среде
разных видов творчества. В многообразном дохристианском искусстве восточных славян
специалисты смогли выделить несколько функционально-тематических областей, которые можно
отождествлять с жанрами, хотя вопрос этот окончательно не разработан. Под жанрами понимаются
исторически сложившиеся изобразительные структуры, наделённые определённым смыслом.
Календарно-космогонический (аграрно-обрядовый) жанр представлен элементами языческой
догматики – бинарными композициями типа двух коней с деревом или женской фигурой посередине.
Богатый этнографический материал этого вида относится к X - XI вв., однако изображение женской
фигуры с воздетыми к небу руками и с птицами по сторонам известно у праславян уже в VII в. до н.э.
Композиции отличаются обобщённостью и схематичностью, полностью статичны. Главным
жанрообразующим признаком их является принцип симметрии, который в народном искусстве
отражал, очевидно, древнюю мировоззренческую систему противопоставлений, чувство извечного
порядка мироздания, постоянства. Другой признак жанра – передача подразумеваемого
пространства: линия основания (земля), пара коней «слева-справа», солярные знаки на фигурах
коней и возношение рук богини к небу («верх-низ», «небо-земля»). Выразительность бинарных
композиций заключается в их абстрактной схеме, но не в передаче конкретного образа.