Славяне также обращались за помощью к своим богам. Рожаницы, ведавшие плодовитостью
природы, облегчали роды роженицам и помогали бесплодным женщинам. Макошь со своими
русалками, имея связь с водой, покровительствовала целебным источникам. Змеи из Перуновой
свиты были хранителями целебных трав, живой и мёртвой воды. Поляне почитали Живота как
жизнедателя и сохранителя жизни.
Важнейшим средством знахарской практики являлись заговоры – в них вся сила врачевания.
Текст заговора был магическим орудием перехода с чьей-либо помощью (божества, знахаря) от
исходного состояния к желаемому, т.е. от болезни – к здоровью. Тексты, как правило, состояли из
нескольких частей: зачин – описание пути через границы «своего» и «чужого» миров к центру мира
магических сил; основная часть – встреча с волшебным помощником или противником; закрепка –
заключительная формула-печать. Хотя были и короткие заговоры, имевшие вид просьбы, требования
или заклинания. Например, заговор от лихорадки:
«На море на Океане, на острове на Буяне, лежит камень Алатырь, на том камне сидят три
старца с железными прутьями; идут к ним навстречу 12 сестёр-лихорадок. – Вы куда идёте грешные,
окаянные, проклятые? – Идём в мир, у людей кости ломать, да силу вынимать. – Воротитесь
грешные, проклятые, окаянные. – Мы тогда воротимся, когда эти слова будут все знать да по три
раза читать».
Заговор от зубной боли:
«Месяц ты, месяц серебряны рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную
скорбь, унеси боль под облака, моя скорбь не мала, не тяжка, а твоя сила могуча. Мне скорби не
перенесть. Вот зубы, вот два, вот три; все твои; возьми мою скорбь. Месяц, ты месяц, сокрой от меня
свою скорбь».
Заговор от недуга:
«Белая баба топила баню белыми дощечками, из липовых листьев веник вязала, тёрла свежим
молоком. Прочь всякий недуг от (имярек); недуг отстаёт, добро, здоровье пристаёт. Злой дух отстаёт,
святой дух пристаёт…»[5].
Заговоры произносились полушёпотом над больным или снадобьем, и сопровождались
различными движениями рук и губ, чтобы удержать силу слов («запечатать замок»). После
магических действий знахари применяли лечебные приёмы (вправление грыжи, кровопускание и
т.п.) или различные наружные средства: растирание тела животным жиром, смазывание язв медовой
мазью или животным жиром, прикладывание к нарывам и ранам лекарственных растений,
полоскания отваром ротовой полости.
Согласно народному поверью все чудодейственные и целебные травы распускались в ночь на
Купалу, когда их и собирали, соблюдая необходимые ритуалы, исполняя особые песни. Наибольшим
вниманием пользовались травы: чертогон (от нечистой силы), чернобыль-трава (для заклинания
здоровья), зяблица ( от ребячьего крика и бессонницы), расперстьице (от нарывов, опухоли, порезов),
дивий сил (от тоски) и др.
В народном врачевании славян сложилось два направления: знахарство – которое основывалось
на применении природных лекарственных средств и народных приёмов лечения; шаманство или
волхование, основанное на языческой медицинской демонологии, на вере в силу заклинаний,
заговоров и амулетов.Для сравнения приведём два примера. Так, в обряде, применявшемся при
тяжёлых родах, соседствовали магические и вполне реальные способы:
«Все присутствующие, не исключая самой роженицы, снимают пояса, расстёгивают воротники,
развязывают все узлы, расплетают косы, открывают печные заслонки, так же как и все замки, двери
и сундуки…
Роженицу заставляют ходить; прежде всего её трижды обводят вокруг стола в избе, затем велят
перешагнуть через метлу, коромысло, дугу, через мужа роженицы, лежащего вниз лицом на пороге,
и через его штаны. В самых тяжёлых случаях её подвешивают за ноги. Роженице суют также в рот
кончик косы, дают есть вшей и прибегают к различным другим способам, чтобы вызвать рвоту и
испуг; её заставляют также напрячь мускулы, дуя в пустую бутылку, велят повиснуть на руках,
ухватившись за привязанную к балке верёвку и т.п»[6]. После разрешения дают родильнице и
ребёнку есть воробьиное семя и некоторые нашёптанные травы.