Уехать пришлось и замечательному ленинградскому поэту Иосифу Александровичу Бродскому
(1940-1996). В его стихах не было никаких политических мотивов, тем не менее творчество
Бродского и сама его личность раздражали официальные круги не меньше, чем Солженицын.
Причина этого была в исключительной оригинальности его поэзии, «эстетической независимости»,
непохожести его произведений на шаблоны и каноны советского искусства. В прессе была
организована травля. Газета «Вечерний Ленинград» опубликовала фельетон «Окололитературный
трутень», после которого Бродский был арестован и осужден на пять лет ссылки «за тунеядство»
(1964 г.) Многие видные деятели культуры выступали в его защиту (А. А. Ахматова, К. И.
Чуковский, С. Я. Маршак, А. Т. Твардовский, К. И. Паустовский и др.). Из ссылки Бродскому
разрешено было вернуться, однако о публикациях речь идти не могла. В 1972 г. Бродский
эмигрировал в США, и Нобелевскую премию, присужденную ему в 1987 г., он получал уже как
гражданин Соединенных Штатов.
Вынужденная эмиграция ждала многих представителей творческой интеллигенции. Помимо
названных из страны пришлось уехать писателям В. Аксенову («Остров Крым» 1981 г., «В поисках
грустного беби» 1986 г.), В. Войновичу («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана
Чонкина»), поэту Н. Коржавину, барду А. Галичу, режиссеру Театра на Таганке Ю. Любимову,
художнику М. Шемякину, скульптору Э. И. Неизвестному. Творчество «второй волны» эмиграции
продолжило традиции культуры русского зарубежья, возникшего после Октябрьской революции,
составив особую ее страницу.
Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и
временных послаблений. Так 15 сентября 1974 г. в Москве была разгромлена выставка 24-х
художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие
это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую
выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты. Огромную популярность в конце
70-х обрел Александр Шилов - художник-портретист, работавший в манере «фотографического
реализма».
В советской скульптуре 70-х появилось направление, которое исследователи стали условно
называть «поэтическим документализмом». К нему можно отнести такие работы, как «Святослав
Рихтер и Нина Дорлиак» В. Вахрамеева (бронза, 1976–1977), портрет хирурга Г.А. Илизарова
Ю.Чернова (кованая медь, 1975). Изображение рояля и занавеса в первом портрете и настоящего
хирургического инструмента – во втором в какой-то мере оправдывает название направления.В
скульптуре возникает «новая концепция пространства» – физическое пространство осмысливается
как эстетическая категория, равнозначная скульптурному объему. Отсюда создание особого,
«интерьерного поля», некоей сценической площадки (В. Вахрамеев «Семья Древиных», бронза,
1975; Д. Митлянский «Виктор Попков и его муза», 1973).
Особенностью архитектуры в 70—80-х гг. стало появление на окраинах больших городов
жилищных комплексов оригинальной планировки, в которых обыгрываются местные особенности
рельефа и природной среды. Расширение ассортимента домостроительных деталей обеспечило
застройке большее разнообразие. В пластической разработке зданий на смену былой сухости всё
чаще приходят свободная асимметрия и декоративная выразительность форм, напоминающие о
постмодернистской архитектуре Запада. В конце 60-х – начале 70-х годов советская архитектура
окончательно отказывается от сталинского наследия. Новая советская архитектура является
своеобразным преломлением национального стиля. Лучшими образцами его становится
Калининский проспект и здание СЭВ (под рук. Посохина). Архитекторы Бурдин Д., М. Шкуд стали
авторами знаменитой Останкинской телебашни. Новые технологии применены в строительстве
олимпийской деревни в 70-е годы, в ускоренной реконструкции главной спортивной арены страны –
Лужников. Отставание советской архитектуры от уровня мировой бросается в глаза. Самое
удивительное состоит в том, что молодые советские архитекторы не раз становились победителями
международных конкурсов архитектурных проектов. Ни один из этих проектов осуществлен не был.
Образовался колоссальный разрыв между уровнем архитектурного творчества и уровнем
строительных технологий в стране.
В классической музыке в рассматриваемый период особенно выделяется творчество Г. В.
Свиридова (сюита «Время - вперед!» 1965 г., музыкальная иллюстрация к поэме А. С. Пушкина
«Метель» 1974 г.). Мастером музыкальных сочинений крупных форм, в том числе балетов, опер,
симфоний был Р. К. Щедрин (балет «Анна Каренина» 1972 г., опера «Мертвые души» 1977 г.).