Стр. 275 - 2

Упрощенная HTML-версия

выдворялось за рубеж. Осуществлялось это с помощью разного рода компаний: против «утративших
классовое чутьё», против «формалистических вывертов» и т.п.
В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение на официальную культуру и культуру
«подпольную», государством не признанную. В сталинские годы не признаваемой государством
культуры быть не могло, а неугодные деятели попросту уничтожались. Теперь, когда советский
народ имел за плечами большую школу страха, таких грубых методов можно было избежать. Не
было нужды устраивать громкие судебные процессы и широковещательные кампании, как то было в
30-40-х г. Оказать давление на неугодного можно было легко, лишив доступа к зрителю, читателю.
Большинство талантливых поэтов, писателей, художников, режиссеров как правило оказывались в
пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому достаточно
было небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи, снимались с репертуара
спектакли, ложились на полку фильмы. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать заграницу
и объявить после этого предателем. Даже видные, заслуженные деятели искусств чувствовали на
себе давление так называемых «художественных советов», решавших, что может быть нужно и
понятно советскому зрителю, а что нет.
Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи
произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В.
Трифонов, автор повестей «Обмен» (1969 г.), «Предварительные итоги» (1970 г.), «Другая жизнь»
(1975 г.); В. Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с
Матерой» (1976 г.); В. И. Белов «Привычное дело» (1966 г.); В. П. Астафьев «Царь-рыба» (1976 г.).
Обстановка, в которой разворачивается действие произведений Трифонова - город, а герой -
обыкновенный городской житель, которому в обыденной жизни приходится решать сложные
этические вопросы. Распутина, Белова и Астафьева называют обычно писателями-деревенщиками. В
творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения
психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой. Особое значение в
культуре 60-70-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), писателя,
актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах нашел воплощение образ странного
«чудака-человека», обостренное и даже болезненное восприятие мира которого давало возможность
читателю, зрителю по новому взглянуть на окружающую действительность (Сборники рассказов
«Там, вдали» 1968 г., «Характеры» 1973 г., фильмы «Живет такой парень» 1964 г., «Печки-лавочки»
1973 г., «Калина красная»1973 г.).
Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярным по-прежнему остается К. М.
Симонов, продолжающий трилогию «Живые и мертвые», начатую им ранее. В свет выходят вторая и
третья части: «Солдатами не рождаются» (1964 г.) и «Последнее лето»(1970 г.). Значителен вклад в
литературу о войне Ю. В. Бондарева («Горячий снег» 1969 г.), Б. Л. Васильева (повесть «А зори здесь
тихие» 1969 г.).
В драматургии эти годы отмечены появлением новых имён талантливых советских авторов
таких как А. В. Вампилов («Утиная охота» 1970 г.), В. С. Розов («Ситуация» 1973 г.), Г. И. Горин
(Офштейн) («Забыть Герострата» 1972 г., «Тот самый Мюнхгаузен»), А. М. Володин (Лифшиц)
(«Осенний марафон» 1979 г.).
Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать свои произведения.
Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху «перестройки».
Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя (правда,
лишь до узкого круга посвященных) оставался «самиздат». В 1978 г. группа писателей
самостоятельно выпустила литературно-художественный альманах «Метрополь». В сборнике
принимали участие В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев. Расплатой для большинства из
них стал многолетний запрет на публикации в СССР.
В списках и машинописных копиях расходились по стране произведения Александра Исаевича
Солженицына. В 70-е из под его пера выходит рассказ «Матренин двор», романы «В круге первом»,
«Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». После памятной публикации в «Новом мире», дозволенной
личным распоряжением Н. С. Хрущева, в застойные годы советская печать больше не издавала
Солженицына. Его произведения выходят за границей. Это чрезвычайно раздражает советское
руководство. В 1969 г. его исключают из Союза писателей. Присуждение ему в 1970 г. Нобелевской
премии по литературе и публикация за рубежом романа «Архипелаг ГУЛАГ» приводят к тому, что
писателя насильно выдворяют из страны.