приеме пользуются представители «неэксплуататорских классов» – пролетариат и «трудовое»
крестьянство.
Вместе с тем развитие системы образования сталкивалось с серьезными трудностями,
обусловленными, прежде всего, катастрофическим недостатком преподавателей, многие из которых
в годы революции были уничтожены или изгнаны из страны как «буржуазный элемент». Для
решения проблемы в 1921 г., в Москве, был создан Институт красной профессуры. Тем не менее
качество преподавания упало. Это было неизбежным побочным эффектом масштабной
«кавалеристской атаки» в сфере образования, которую невозможно было провести без потери
качества.
Но в то же время советское и партийное руководство понимало необходимость сохранения и
развития научного потенциала страны. Эти годы были особо плодотворными для культуры
советского периода и отмечены деятельностью выдающихся талантов. Видным ученым, особенно
представителям естественнонаучных дисциплин, лояльным к новой власти, предоставлялись условия
для работы. Им прощалось поначалу некоторое политическое вольнодумство, правда, до известных
пределов. Они продолжали исследования, начатые еще до революции, сотрудничали с государством,
помогая ликвидировать последствия гражданской войны и оккупации.
Один из основоположников русской научной школы физиологов растений, член-корреспондент
РАН, естествоиспытатель-дарвинист К. А. Тимирязев, автор фундаментальных трудов по
фотосинтезу, агрономии, истории науки, был депутатом Моссовета. Большую роль в развитии
сельского хозяйства сыграла деятельность академика ВАСХНИЛ И. В. Мичурина, селекционера,
автора более чем 300 сортов плодово-ягодных культур. Продолжали работу отечественные
авиаконструкторы. В 1918 г. был основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
Создателями его были Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин.
Значительных достижений удалось достичь в физике. Основоположником современной
полупроводниковой физики стал академик А. Ф. Иоффе, по инициативе которого были открыты
Физико-технический институт, Институт полупроводников АН СССР и др. В 20-е гг. начинал свою
исследовательскую деятельность П. Л. Капица, впоследствии академик, основатель Института
физических проблем АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1978 г.).
Продолжают работу физиолог И. П. Павлов; теоретик ракетной техники К. Э. Циолковский;
химик, изобретатель синтетического каучука С. В. Лебедев; изобретатель реактивного двигателя
конструктор Ф. А. Цандер; биогеохимик, автор учения о ноосфере В. И. Вернадский.
Неоценимый вклад в развитие отечественной науки был сделан братьями Вавиловыми. Н. И.
Вавилов – биолог, основоположник современного учения о биологических основах селекции,
академик, первый президент ВАСХНИЛ (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им.
Ленина) и С. И. Вавилов – физик, основатель научной школы физической оптики, академик,
президент АН СССР.
Лидирующую роль в развитии отечественной науки по-прежнему играла Петербургская
академия наук, переименованная сначала в Российскую, а затем в АН СССР (1925 г.) В ее составе
организуются новые научно-исследовательские институты. По всей стране открываются филиалы, а
с начала 30-х гг. начинают открываться академии наук в союзных республиках.
Сложно складывались отношения с властью большевиков ученых, работавших в области
гуманитарных и общественных наук. В силу их неразрывной связи с идеологией и политикой,
сотрудничество государства с учеными-немарксистами в этой области было затруднено. Многие из
них оказались за границей, в частности историк, организатор партии кадетов П. Н. Милюков,
экономист П. Б. Струве, социолог и философ, лидер правых эсеров П. А. Сорокин, философ Н. А.
Бердяев. Видную роль в отечественной гуманитарной науке стали играть те ученые, которые еще до
революции придерживались марксистских взглядов. Среди них наиболее заметной является фигура
М. И. Покровского, историка и политического деятеля. Покровский был участником Октябрьской
революции, с 1918 г. заместителем наркома просвещения, руководителем Коммунистической
академии, Института красной профессуры и т. д. и т. п. Вместе с тем он был видным историком,
одним из первых применившим теорию К. Маркса для исторического исследования, основателем
целой исторической школы. Подходы Покровского подчас грешили вульгарным социологизмом, и
все же его вклад в становление советской исторической науки был весьма значительным.
В целом интеллигенция, сначала весьма отрицательно в массе своей отнесшаяся к
большевистскому перевороту, со временем примирилась со сложившейся ситуацией и вынуждена