Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, став рубежом,
эпохальной вехой, открывшей новый этап отечественной истории – советский. По масштабу и
глубине произошедших перемен Октябрь1917 г. следует поставить в один ряд с принятием Русью
христианства, образованием русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация
культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах.
После победы Октябрьской революции В.И. Ленин выдвинул широкую программу культурных
преобразований. 1923 году в статье «О кооперации» он впервые ввёл в теорию коммунизма понятие
«культурная революция». По мысли Ленина, культурная революция, а другими словами,
кавалеристская атака в сфере культуры, позволит за одно-два десятилетия достигнуть культурного
уровня цивилизованных стран Европы. Ленинскому подходу были свойственны противоречивость и
двойственность стандартов. Стремясь устранить культурную отсталость, Ленин декламировал
важность использования прогрессивного зарубежного опыта, но практическое осуществление этого
лозунга противоречило классовой теории двух культур. Заявляя о необходимости «освобождения
творчества культуры», о «свободе и правах человека»[3], Ленин в то же время подчёркивал
необходимость партийного диктата в духовной сфере. Главная цель партийного влияния на
культуру, по Ленину, в обеспечении торжества «миросозерцания» марксизма и превращении
мировоззрения пролетариата в общенародную идеологию[4].
Стремление искусственно сломить вековые традиции вело к раздвоению культурного
пространства. Одной из сфер, развитие которой ярко отразило двойственность развития советской
культуры, явилась сфера образования и науки. Сразу после революции партия большевиков и
советское правительство берут под контроль развитие системы образования. В конце 1917– начале
1918 г. были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви. Руководство
народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную
комиссию по просвещению во главе с А. В. Луначарским.
Школа стала мощным идеологическим оружием в руках большевистского государства.
Кардинальному изменению подверглись учебные программы, из которых были исключены не только
дисциплины, прямо противоречащие характеру установившегося политического режима (такие как
Закон Божий), но и философия, история, на волне революционного максимализма также отнесенные
к «пережиткам». Вместо них были введены предметы, призванные сформировать марксистское
(скорее даже большевистское) мировоззрение у широких масс учащейся молодежи: исторический
материализм, экономическая политика диктатуры пролетариата и пр.
Главным достижением молодого советского государства явилось создание системы по-
настоящему всеобщего начального образования. Впервые в послереволюционные годы издаются
декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое материальное, положение
повсеместно создаются школы. В 1923 г. было организовано добровольное общество «Долой
неграмотность!». Развернулось всенародное движение за ликвидацию безграмотности. Результатом
масштабной деятельности по обучению грамоте не только детей, но и взрослых явилось возрастание
доли грамотных среди населения России. По переписи 1926 г. число грамотного населения в РСФСР
увеличилось в два раза и составило 51 процент.
Важным мероприятием, способствовавшим расширению сферы распространения грамотности,
была реформа правописания, проведенная в 1918 г. О необходимости проведения такой реформы
много говорили еще до революции. Более того, была проведена подготовительная работа, которая,
однако, из-за противодействия сторонников традиционной орфографии не была завершена
реальными преобразованиями. После революции, когда пафос кардинальных перемен охватил все
стороны жизни общества, реформа правописания пришлась как нельзя к стати. Из алфавита были
исключены буквы, употребление которых регламентировалось сложными правилами,
затруднявшими обучение чтению и письму. Было также отменено написание «Ъ» в конце слов,
оканчивавшихся на согласные.
Значительны были успехи в деле расширения сферы среднего профессионального образования.
Массовыми формами подготовки квалифицированных рабочих и среднего технического персонала
стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы крестьянской молодежи (ШКМ) и
техникумы. Для облегчения поступления в высшие учебные заведения рабочих и крестьян при
институтах и университетах с 1919 г. создаются рабочие факультеты («рабфаки»), «подтягивавшие»
их знания до необходимого уровня. Быстро возрастает количество вузов. Преимуществом при