Стр. 22 - 2

Упрощенная HTML-версия

Значительное влияние на формирование русской культуры оказал конфессиональный фактор.
В 988 году языческая Русь приняла крещение от Византии, которая была в расцвете своего
государственного могущества. Православие рассматривалось византийскими императорами как
духовная опора государства. И киевские князья, не имея под рукой мощного военно-
бюрократического аппарата или других инструментов централизации, для укрепления своей власти
охотно использовали институт церкви. В результате государство взяло на себя церковные задачи, а
церковь, став орудием централизации государства, занялась созданием идейных основ
самодержавия. Установилась тесная связь церкви и государства, причём зачастую в ущерб духовно-
нравственным функциям института церкви. С обществом православие было связано в меньшей
степени, что объясняет большое количество атеистов-интеллигентов, появившихся в результате
усиления светских начал в культуре ХVШ века.
Более того, от Византии мы быстро усвоили и даже развили внешнюю, эстетическую,
обрядовую сторону православия, не вникая в тонкости философии христианства. Были достигнуты
большие высоты в архитектуре и иконописи, но даже у священников часто не было глубокого
понимания всех церковных догматов. Крещение Руси проводилось «сверху», часто с применением
насилия. Сторонники язычества оказывали сопротивление, так как старая вера была ещё очень
сильна, особенно среди простого народа. Христианство на Руси так и не одержало полной победы
над языческим сознанием, и было вынуждено приспосабливаться к нему. Сложилась ситуация
двоеверия, при котором элементы язычества переплелись с элементами христианства. В результате,
преследовавшееся церковью «идолопоклонство» сохранилось в виде почитания икон. В культе
«святых мест» и «явленных» икон проглядывают следы языческого почитания объектов природы.
Уступкой многобожию стал культ святых, принявших функции богов-покровителей. Так, образ Ильи
Пророка слился с образом Перуна-громовержца, а святые Модест, Власий, Георгий стали
покровителями скота вместо бога Велеса. Христианские праздники приурочивались к праздникам
языческого аграрного календаря. Таким образом, под влиянием местных традиций христианство
существенно трансформировалось и приняло формальный, невежественный, синтезированный с
языческой мистикой и практикой характер. Философ Н.Бердяев назвал это «православием без
христианства».
Новая вера в целом оказала прогрессивное влияние на мировоззрение народных масс,
содействовала государственному единству всех русских земель и укреплению международного
авторитета, привела к расширению культурных связей Руси и приобщению её к культуре
христианского мира. Церковь способствовала развитию русской культуры: письменности, грамоты,
книжности, культовому зодчеству, иконописанию, духовному песнопению. Она повлияла на
улучшение нравственности в русском обществе: боролась против многоженства, покупки жён,
жестокости по отношению к жёнам и детям, грубых форм рабства, ритуальных убийств и
человеческих жертвоприношений. Если язычество не выделяло человека из мира природы, то
христианство позволяло осознать наличие особого человеческого мира культуры. Хотя при этом
сфера культуры сливалась с религиозным культом. Все виды искусства были подчинены
установленным церковью ритуально-обрядовым, текстологическим и иконографическим канонам. За
короткое время после принятия христианства культура Древней Руси достигла своего расцвета,
особенно при Ярославе Мудром. Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Возникло
множество других культурных центров. Но в то же время церковь тормозила развитие светской
культуры, научных знаний, народного творчества.
Православие повлияло на формирование русского архетипа. В нём земное существование
человека рассматривалось как эпизод на пороге вечной жизни и не представляло самоценности.
Основная задача жизни человека – подготовка к смерти, которая представлялась как начало
вечности. Смысл земного существования – духовное стремление к смирению и благочестию,
ощущение собственной греховности и аскетизм. Отсюда в народном сознании закреплялось
пренебрежение к земным благам, отношение к труду как способу самоуничижения и
самодисциплины, но не как к средству созидания.
Социолог М. Вебер, в исследовании «Протестантская этика и дух капитализма» выявил
взаимосвязь экономических успехов стран Запада с распространенной там протестантской этикой.
Протестантский идеал христианства учит: «молись и работай» и через работу обретёшь спасение
души. Однако православная Русь восприняла в христианстве другой аспект: стремление следовать за
Христом в его унижениях и страданиях. Первые русские святые князья Борис и Глеб, убитые своим