Стр. 213 - 2

Упрощенная HTML-версия

низменное, поэзию и прозу. Именно поэтому дух исторической эпохи воскресает в его
произведениях во всей его объек­тивности.
Творчество младшего представителя «Могучей кучки» – Николая Андреевича Римского-
Корсакова (1844-1908) обладает самобытной поэтичностью и красочностью. Великий композитор
оста­вил огромное наследие – 15 опер, симфонические произве­дения, инструментальные концерты,
камерную инструмен­тальную и хоровую музыку, 79 романсов. (1839–1881).
Проблема народности решена в творчестве Римского-Корсакова глубоко и свое­
образно.Социально-обличительные темы не волновали мастера. Он размышлял о народе как
носителе прекрасных и вечных духовных ценностей. Стиль музыки Римского-Кор­сакова сложился
под непосредственным влиянием древних
русских сказаний. Воссоздавая народность сквозь призму исторических и сказочных сюжетов,
композитор воплотил общечеловеческие ценности. Среди них важнейшей
была мысль о гармонии человека и природы в бесконечном круговороте жизни и смерти.
Музыка Римского-Корсакова глубоко национальна. Ееистоками являются интонации древних
крестьянских напе­вов, городская народная песня, старинный знаменный рас­пев.
Главную часть наследия Римского-Корсакова составляют оперы. Оперы композитора
разнообразны по художественному содержанию. В первой из них, «Псковитянке», соединились
черты народной трагедии и бытовой драмы. «Снегурочка» – олицетворение мифа в русской музыке,
«Садко» – опера-былина, «Царевна невеста» –лирико-психологическая музыкальная драма, «Сказка
о царе Салтане», «Кащей бес­смертный», «Золотой Петушок» –оперы-сказки. В них нашли
воплощение черты романтизма и реализма, характерные для музыки композитора.
Взаимопроникновение стилей продиктовано оперными сюжетами, в которых переплетается реальное
и вол­шебное. Романтическая настроенность Римского-Корсако-ва сказывается в его увлеченности
образами полуреальных, полусказочных героинь: Панночка, Снегурочка, Царевна-Лебедь, а также
героев, олицетворяющих стихии при­роды: Весна, Мороз, Ярило, Коляда. Вместе с тем
вооб­ражаемое в музыке композитора всегда проникнуто жизнен­ными подробностями. Поэтому
многие страницы, рожден­ные фантазией мастера, воспринимаются как некая прекрасная
«поэтическая реальность» (былинный Новгород, сказочная Тмутаракань, Берендеев царство,
легендарный Китеж).
Если творчество мастеров «Могучей кучки» достойно представ­ляет петербургскую
композиторскую школу XIX в., то главой московской школы следует считать гения русской музыки
Д.И. Чайковского (1840—1893). Чайковский не сочувствовал «левым» об­щественным движениям
нигилистического толка, он, по­добно Достоевскому, мечтал о справедливом переустройстве
общества на основе мирного соглашения разных сословий. Главной темой музыки Чайковского
является человек, его любовь, надежды, страдания, разочарования. Тонкий психолог, композитор
остро чувствовал трагические сторо­ны Бытия в извечном противостоянии добра и зла, любви и
ненависти. Изменчивость внутренних ощущений и эмоций человека переданы в музыке Чайковского
с помощью мето­да, названного музыковедом Б.В. Асафьевым симфонизмом. Для симфонического
мышления композитора характерно развитие художественной идеи на основе разных, подчас резко
контрастных музыкальных образов. Это позволило Чайковскому раскрыть в музыке духовный
конфликт, рожденный, стремлением человека к счастью и свободе и трагической невозможностью
достичь идеала.
Диапазон творчества Чайковского необычайно широк. Ему принадлежат 10 опер, шесть
симфоний, три балета, более 100 романсов, сочинения для оркестра, концерты, фор­тепианная и
хоровая музыка. Наиболее близок композитору мир симфонии.
Чайковский является признанным реформатором русско­го балета. Он отверг существовавшую
до него традицию, низ­водящую музыку балетного спектакля до чисто служебной роли. Считая жанр
балета «той же симфонией», композитор создал хореографические драмы «Лебединое озеро» (1876),
«Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892), привнеся в балетную партитуру логику сквозного
музыкального развития.
XIX век был для России «золотым», подарив плеяду выдающихся имён, достижения которых
получили мировое признание. Происходит усложнение структуры русской культу­ры. В ней
выделилось три пласта: государственно-официальный, общественный (дворянская и
ин­теллигентская культура) и народно-крестьянский. Поэтому стратегическим направле­нием
культурного развития становится поиск синтеза, объедине­ния, национально-культурного единства.