транскрипций и переложений вокальной и симфонической музыки и т. д. С работой Балакирева в
Придворной певческой капелле было связано создание хоровой музыки – в т. ч. переложений для
хора a cappella романсов Глинки и мазурки Шопена. Кроме того, на протяжении жизни Балакирев
создал немало романсов, для голоса с фортепиано или с оркестром («Грузинская песня», 1863).
Балакирев и его ученики находились под мощным влиянием народнических идей, что
сказалось не только на раннем, но и на зрелом творчестве композиторов. Несмотря на разные
индивидуальности, балакиревцы были схожи в своем стремлении создавать музыку, тесно
связанную с образом народа и с русским фольклором.
Под влиянием Балакирева, Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились
музыкально-эстетические взгляды Александра Порфирьевича Бородина (1833–1887). Русский
композитор и ученый-химик, внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении он был записан
как сын крепостного слуги князя — Порфирия Бородина.
Стиль Бородина определяется понятием «музыкальный эпос».Эпичность его произведений
проистекала из главной темы его творчества, связанной с отражением богатырской мощи, скрытой в
русском народе. Былинные богатыри, словно сошедшие с полотен Васнецова, стали любимыми
героями композитора.Он мастерски создаёт обобщенный образ Древней Руси, синтезируя
интонации русского фольклора, старинных знаменных распевов и колокольных звонов от набата до
благовеста.
Наиболее значительное произведение Бородина — опера «Князь Игорь», являющаяся образцом
национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и
педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, но так не
была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н.
А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Особое место в опере занимает грандиозная танцевально-
хоровая сцена «Половецкие пляски». Она основана на музыке народов Востока. Восточные образы
оперы напоминают об истории взаимопроникновения разных этнических миров, о вечных
проблемах Востока и Запада.
Прекрасным симфоническим сочинением Бородина является Вторая симфония —
«Богатырская», в которой композитор выразил национально-русское начало, обобщенное в ярких
музыкальных образах.
Искусство ещё одного замечательного представителя «Могучей кучки», Модеста Петровича
Мусоргского (1839–1881) сопоставимо по своей высокой художественности с вершинами русской
реалистической литературы. Обращаясь к актуальной, социально заострённой тематике из народной
жизни, он создал песни и романсы на слова Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островского и на
собственные тексты («Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Спи, усни, крестьянский сын»,
«Сиротка», «Семинарист» и др.), в которых проявились его дар бытописателя, умение создавать ярко
очерченные человеческие образы.
Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина «Ночь на Лысой
горе» (1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом явилась
неоконченная опера Мусоргского «Женитьба» (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868),
вокальные партии которой основаны на непосредственном претворении интонаций живой
разговорной речи.
В основном оперные сюжеты мастера были связаны со сложными, трагическими этапами в
истории России. Польское нашествие и крестьянский бунт в «Борисе Годунове», брожение
общества накануне петровских реформ в «Хованщине» и, наконец, крестьянская война в
неосуществленной опере «Пугачевщина» – вот те эпохи, которые по мысли композитора были
достойны интерпретации в музыкальных драмах.
Более того, впервые в мировой оперной практике Мусоргскому удалось раскрыть в музыке
внутренний мир выдающейся исторически реальной личности. Он создал психологический портрет
Бориса Годунова, вместивший черты грозного властелина, любящего отца, мудрого правителя и
одновременно детоубийцы.
Работая над образом народа, композитор осуществил реформаторское преобразование
массовой хоровой сцены. В ней он впервые применил хоровой речитатив, исполняемый отдельными
персонажами или группами действующих лиц. Музыкальная драма Мусоргского, следуя
шекспировским традициям» свободно сочетает трагическое и комическое, возвышенное и