Стр. 20 - 2

Упрощенная HTML-версия

Современная культурология тоже выделяет три русских субкультуры, сформировавшиеся в
различных природно-климатических условиях в домонгольский период.
Южная субкультура была ориентирована на азиатскую «степь». Киевские князья предпочитали
даже формировать дружинную гвардию из наемников племенного объединения «черных клобуков »,
остатков тюркских кочевников – печенегов, тюрков, берендеев, осевших на реке Рось. Южная
субкультура была сметена монголо-татарским нашествием.
Новгородская субкультура была нацелена на партнеров по ганзейскому союзу, представлявших
торговые островки европейской цивилизации. Если новгородцы и прибегали к наемникам, то, как
правило, ими становились варяги. Новгородская культура с ее демократическим строем,
высокоразвитой торговлей и ремеслами, в период монголо-татарского ига усилила свое европейское
своеобразие. Однако после присоединения к Москве в XV в. была разрушена целенаправленной
политикой московских царей.
Северо-восточная субкультура, развивающаяся преимущественно в лесной полосе,
основывалась на княжеской и крестьянской колонизации. Крестьяне в поймах рек осваивали
интенсивное земледелие, а в лесной полосе – экстенсивное: подсечно-огневое. Князья предпочитали
большие пространства свободных от леса ополий, постепенно расширявшихсяся путем сведения леса
под пашню. Технология земледелия здесь отличалась от крестьянской колонизации большей
интенсивностью и предполагала иную поселенческую структуру: население концентрировалось на
небольших территориях, что давало возможность княжеской власти осуществлять достаточно
эффективный его контроль. Монголо-татарское иго, с одной стороны, способствовало притоку
населения и росту мощи северо-восточных земель, а с другой стороны, усилило ориентацию на
экстенсивный путь освоения пространства.
Подсечно-огневое земледелие – это очень трудоемкий процесс. Надо выкорчевать деревья,
пережечь их – для одной семьи это очень непростая задача. Добавим к этому непредсказуемый
резко- континентальный климат, когда одни годы для сельского хозяйства могут оказаться
удачными, а другие катастрофическими. Тяжёлые условия работы приучили руссов преодолевать
проблемы сообща, «навалившись всем миром». Природа сформировала привычку к чрезмерному
кратковременному напряжению всех сил, но не к размеренному постоянному труду.
Своенравие климата и почвы обманывали самые скромные ожидания человека, и, привыкнув к
этим обманам, великоросс любил подчас выбрать самое безнадежное решение – на удачу.
Доминантным психологическим понятием русского культурного архетипа стало «авось». В
мышлении русского человека больше восточной (византийской) иррациональности, чем западной
рациональности, и поэтому эмоции у него всегда преобладают над разумом, страсти над интересами.
Природа и судьба (русская жизнь: «полоса – белая, полоса – чёрная») приучили человека
выходить на дорогу окольными путями, колебаться, лавировать. Великоросс более склонен
обсуждать пройденный путь, чем заглядывать вперед, он крепок задним умом, лучше замечает
следствия, чем ставит цели.
3)Влияние на культуру геополитического фактора связано сдвойственным местоположением
России: на стыке цивилизаций европейских – западных и азиатских – восточных. На протяжении
всей своей истории Россия испытывала влияние и европейских, и азиатских традиций, опровергая
своим существованием формулировку Р. Киплинга, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и
вместе им не сойтись». Мы постоянно бьемся над вопросом, кто мы: восточная часть Европы или
западная «белая» Азия? Даже наш герб отражает данную антиномию: одна голова орла смотрит на
Запад, другая – на Восток.
Ещё до образования государства восточнославянские племена имели широкие внешние
экономические и культурные связи, т.к. через их территорию пролегали важные торговые пути,
соединявшие Запад и Восток. Так, большое культурное значение для славян в УП – 1Х вв. имели
связи с греческими колониями в Причерноморье (Боспорское государство), владевшими
высокоразвитой античной культурой.
Под влиянием греческой культуры развивалась Армения и Колхида (Западная Грузия). Рим
оказал влиянии на Иберийское царство (Восточная Грузия), а Китай – на Среднюю Азию. Все эти
области, в свою очередь, имели связи со славянами. На севере славянские племена встретились в 1Х
в. с воинственными дружинами скандинавско-норманского происхождения (славяне называли их
«варягами», т.е. купцами), которые проникали в глубь страны, заводили торговлю, а затем оседали
там и ассимилировались с местным населением, привнося свою культуру.