Стр. 153 - 2

Упрощенная HTML-версия

Бытовой жанр, так называемый «исторический домашний род», будучи вторым в системе
жанров, тем не менее не получил развития в стенах Академии художеств. Мастера бытового жанра
(особенно крестьянского) обращаются к современному сюжету, типажу, умеют увидеть и передать
привлекательное в жизни, В их работах явственно чувствуется уважительное, доброжелательное и
сочувственное отношение к народным персонажам.
Основоположниками этого жанра стали Михаил Шибанов и Иван Ерменёв. Крепостной
художник Михаил Шибанов в 1770 –х. годах написал два полотна на тему крестьянской жизни:
«Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» («Сговор», 1777). В этих
картинах, исполненных по композиции и колориту в соответствии с историческим жанром,
художник сумел передать человеческое достоинство своих персонажей. Образы крестьян правдивы,
судя по всему, написаны с натуры. На картине «Крестьянский обед» отражены реалистичные образы
пожилого мужчины, старой женщины и молодого отца. Идеализирован лишь образ молодой матери с
ребёнком: она напоминает западноевропейскую мадонну. В произведении «Сговор» образы ещё
более индивидуальны, что подчёркивают эмоции персонажей: довольный жених, улыбающиеся
сваты. При этом и замедленный, почти ритуальный ритм трапезы, и костюмы крестьян в минуту
свадебного сговора Шибанов изображает празднично. У зрителя не возникает мысли о тяжести
повседневных крестьянских будней. Средства выражения классицизма используются здесь для
утверждения, героизации народной темы. Тем самым подчеркиваются ее важность и значительность.
Монументально-декоративная живопись во II половине XVIII века, как и в петровское время,
являлась «программной». По-прежнему, её целью было прославление монархии, но делалось это в
мягких отвлечённых формах аллегорий, в основном на античные, а также библейские сюжеты. В
росписях середины века нет гражданственности и героичности петровского времени, но, тем не
менее, ещё более усиливается панегирический дух. Минервы, Марсы, Венеры и Аполлоны – главные
герои плафонной живописи. Так, «Триумф Аполлона на Олимпе» в плафоне Танцевального зала
Большого Петергофского дворца прославлял Елизавету как покровительницу просвещения и
искусств. А триумф богов на плафоне Царскосельского Эрмитажа – воцарение Елизаветы.
Во второй половине XVIII века утверждается пейзажный жанр. Родоначальником русской
пейзажной живописи стал Семён Фёдорович Щедрин (1745 – 1804). Пейзажи Щедрина очень
поэтичны.В основном художник изображал окрестности Петербурга, Павловска, Петергофа,
Царского Села, Гатчины – нерегулярные, так называемые английские парки с их живописными
речками, прудами, островами и павильонами. На картинах Щедрина обычно на первом плане
развесистое дерево, затем водное пространство, фоном служит архитектурное сооружение, название
которого, как правило, совпадает с наименованием пейзажа. Это излюбленный приём мастера,
воплощённый в пейзажах «Вид на Гатчинский дворец Длинного острова» (1796), «Вид на Большую
Невку и дачу Строганова» (1807). Из пейзажа в пейзаж Щедрин создаёт образ безмятежной природы.
Тихое течение вод, величавое движение облаков, благородные руины, мосты, обелиски, мирно
пасущиеся стада, люди, созерцающие природу и находящиеся в единении с ней – всё окрашено
чувством идиллическим, созвучным с идеями сентиментализма.
Если Щедрин основоположник русского пейзажа, то Фёдор Яковлевич Алексеев (1753/54 -
1824) положил начало городскому пейзажу в русской живописи. Главной темой его творчества
становится Петербург. Лирический образ города сочетает в себе грандиозность и величие. Алексеев
так строит перспективу, что возникает ощущение полной достоверности изображаемого. В качестве
примера могут служить такие работы мастера как «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой
набережной» (1793), Музей-усадьба «Архангельское», «Вид Дворцовой набережной от
Петропавловской крепости» (1794). Ему также принадлежит серия пейзажей Крыма и Москвы.
Таким образом, русская пейзажная живопись второй половины XVIII столетия отражала
правдивый и глубоко прочувствованный образ русской природы.
Наибольших успехов живопись второй половины века достигает в портретном жанре. В 6О-е –
70-е гг. преобладает идеальное, обобщенное представление о модели, общечеловеческое берет верх
над личным. В 80-х – 90-х годах в целом усиливается конкретность изображения, яснее ощутимо
стремление к импозантности, четче выявляется сословная принадлежность портретируемого.
В камерном портрете смена этапов сказывается в переходе от погрудной к поясной
композиции, более охотном обращении к овальному формату. Эти новшества изменяют
соотношение лица и фигуры: фокусировка внимания на лице заметно уступает место нарастающему
интересу к фигуре, одежде, аксессуарам. Подобные устремления заставляют точнее передавать