Хозяйственные ассоциации могут включать предприятия не только одной, но и
нескольких разных отраслей промышленности, иметь региональное или местное значение.
Значительное место в функционировании хозяйственных ассоциаций занимают
разработка общей политики развития, отстаивание общих позиций и интересов членов
ассоциации в законодательных и исполнительных органах власти всех уровней,
подготовка кадров, организация конференций и выставок, конкурсов. По желанию
участников хозяйственные ассоциации могут представлять их интересы в отношениях с
государственными и местными органами, министерствами и ведомствами, другими
организациями и учреждениями.
Имущество ассоциации является совместным для ее членов. В целях образования
ассоциативного объединения более чем двух предприятий, организаций, решивших
создать ассоциацию, формируют учредительную комиссию. Она рассматривает заявки
юридических лиц, желающих вступить в ассоциацию, готовит проекты устава ассоциации
и учредительного договора. Устав такого объединения предприятий утверждается ее
учредителями.
Рассмотрим отдельные типы ассоциативных организационных структур, наиболее
распространенных в странах с рыночной экономикой.
Концерны
. Это форма договорных крупных сверхобъединений обычно
монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного
производства, комбинирования, кооперирования. В нашей стране концерны чаще всего
создаются на базе крупных государственных предприятий и объединений.
Эти организационно-хозяйственные структуры благодаря масштабам концентрации
капитала, производственным мощностям, широким возможностям диверсификации
производства в принципе обладают определенной устойчивостью к колебаниям рыночной
конъюнктуры, способны выгодно перераспределять инвестиционные ресурсы,
концентрировать их в наиболее рентабельных, окупаемых направлениях.
К сожалению, многим российским концернам присущи такие качества, как
склонность к администрированию, жесткой централизации, для них характерны низкая
мобильность, слабая приспособляемость к рыночным условиям хозяйствования.
Приватизация государственных предприятий, высвобождение цен, отход от
централизованного материально-технического снабжения и сбыта продукции, проявление
центробежных тенденций среди предприятий, входящих в концерны, ставят последних в
нелегкую ситуацию. Антимонопольные меры также осложняют их положение.
Возникновение концернов в странах с развитой рыночной экономикой было
исторически обусловлено, прежде всего, концентрацией капитала, его последующим
перераспределением, перенакоплением у отдельных товаропроизводителей. Важнейшим
признаком концернов стало единство собственности входящих в них фирм, предприятий,
банков. Таким образом, участники концернов взаимозависимы не по договору, а по
существу экономических отношений. В этом смысле российским концернам, возникшим
на руинах министерств, предстоит пройти тернистый путь, прежде чем они превратятся в
органичные, объединенные общими интересами, в том числе и собственническими,
организационно-хозяйственные структуры. Вместе с тем есть примеры активно
действующих концернов, возникших на основе корпоративной собственности.
Формы организации деятельности и организационных структур концернов весьма
разнообразны. С позиций рыночного воплощения идеи централизованного воздействия на
предприятия, входящие в концерн, представляет значительный интерес подход,
основанный на выделении
холдинговой компании
, которая является держателем
контрольных пакетов акций всех предприятий концерна. В советской экономике
непрямым аналогом холдинговых компаний были так называемые головные организации.
Механизм принятия решений в акционерных обществах позволяет холдингу влиять
на хозяйственные, коммерческие решения предприятий - членов концерна. Хотя эти
предприятия остаются в правовом отношении самостоятельными, холдинг способен
направлять их в русло, соответствующее интересам концерна как целостной