Логика программ опиралась на следующие классические принципы:
–
Макроэкономическая стабилизация – сокращение бюджетного дефицита и
ликвидация избыточной денежной массы.
–
Либерализация цен – цены на основную часть продукции должны формироваться
под влиянием рыночных сил.
–
Создание экономики открытого типа – либерализация внешнеэкономической
деятельности, защита иностранных инвестиций и прибылей, конвертируемость рубля.
–
Структурная перестройка экономики – изменение структуры производства и
потребления экономических благ.
–
Развитие рыночной инфраструктуры, предполагающей все материальные и
институциональные условия реализации сделок, связанных с движением имущественных
прав.
–
Ограничение прямого вмешательства государства в экономику – государство
сокращает свое присутствие и сосредоточивается на создании рамочных условий
функционирования и взаимодействия экономических субъектов.
–
Приватизация собственности – отказ государства от выполнения функций
собственника в отношении значительной части государственного имущества и развитие
цивилизованной частной собственности, гарантированной законом, защищающим права
собственника и обеспечивающим надежность выполнения контрактов между
экономическими агентами.
Таким образом, проблема многообразия форм собственности для России стала
актуальной в условиях перехода от командной к рыночной экономике, когда была
предпринята попытка скорой, "обвальной" приватизации.
Приватизация в России проходила в два этапа:
1. Ваучерная приватизация (с октября 1992 г.) – через выпуск так называемых
ваучеров, в обмен на которые происходила передача гражданам предприятий,
имущества, акций и т.д. Положительными итогами этого этапа стали формирование
класса частных собственников и наемных рабочих, развитие акционерного сектора
экономики, рынка ценных бумаг, системы инвестиционных институтов и других
финансовых учреждений. Однако негативным итогом стало то, что ни бюджет, ни
предприятия не получили сколько-нибудь значительных средств, а основная часть
населения разочаровалась в приватизации.
2. Денежный этап (после 1 июля 1994 г.) – имущество государственных и
муниципальных предприятий подлежало продаже за деньги. В рамках второго этапа
ставились задачи повышения эффективности деятельности предприятий, увеличения
поступлений в бюджет от приватизации, формирования слоя частных собственников.
Нормативно-правовым обеспечением процесса приватизации в России стали
следующие документы:
1. "Государственная программа приватизации государственных и муниципальных
предприятий в РФ на 1992 г." (Утверждена Постановлением Верховного Совета РФ от
11.06.1992 № 2980-1);
2. "Государственная программа приватизации государственных и муниципальных
предприятий в РФ". (Утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284);
3. "Основные
положения
государственной
программы
приватизации
государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 г."
(Утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 № 1535).
Таким образом, проведение приватизации происходило в соответствии со
специально разработанными программами, в которых были установлены конкретные
цели, задания, приоритеты, ограничения и общий порядок проведения.
Основными целями приватизации в России в 1990-е гг. являлись:
формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально
ориентированной рыночной экономики;
повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;