Стр. 153 - 2

Упрощенная HTML-версия

1. Рациональный характер ожиданий хозяйствующих субъектов. Можно предугадать
действия правительство, Значит, необходимость активной роли государства исчезает.
2. Согласие с А. Смитом о существовании “невидимой руки” в экономике.
3. В экономике существует постоянное равновесие, так как на каждом рынке происходит
очищение от ненужных товаров.
4. Главный фактор стабилизации – денежный фактор. Государство должно ограничить
свое вмешательство регулированием денежного предложения.
В рамках неокейнсианского направления разработана схема непрерывного роста
экономики (исходная точка – государственные капвложения). Главный механизм
регулирования – государственный бюджет. Его называют “встроенным стабилизатором”.
На сегодняшний день проводниками антициклического регулирования экономики
являются: Центральный банк (денежно-кредитная политика), правительство (финансово-
бюджетная политика).
Таким образом, монетаристы и сторонники “новой классической школы”,
ссылаясь на ошибки прогнозирования и существование временных лагов (запаздываний
в процессе принятия властных решений), считают, что свобода действий правительства в
области антициклического регулирования должна быть ограничена. Они больше
доверяют способности рыночной экономики к саморегулированию и рассматривают
ошибки конъюнктурной политики как главный источник экономической нестабильности.
Поэтому правительству предлагается при проведении денежно-кредитной и фискальной
политики руководствоваться правилами, устанавливаемыми на длительный срок. При
этом монетаристы считают, что для характера изменения реального и номинального ВВП
решающее значение имеет характер изменения объема денежной массы и предлагают
поддерживать рост денежного предложения на постоянном уровне (“денежное
правило”), поскольку именно объем денежной массы определяет уровень производства в
краткосрочной перспективе и темп инфляции в длительном периоде. Бюджетная
политика, с их точки зрения, не оказывает большого воздействия на экономику, за
исключением тех случаев, когда увеличение налогов влияет на количество денег и темп
их роста. Поэтому следует отказаться от активного использования фискальной политики
в качестве средства экономической стабилизации, установив лишь строгую зависимость
между налогами и государственными расходами (правило ежегодно балансируемого
федерального бюджета). Проводниками антициклического регулирования являются
Центральный банк, осуществляющий кредитно-денежную политику, и правительство,
отвечающее за проведение фискальной политики. Главная задача этих органов состоит,
во-первых, в совместном определении потребности в корректировке совокупного спроса,
во-вторых, в поиске оптимальной комбинации кредитно-денежных и налогово-
бюджетных мероприятий.
Решения в области антициклической политики принимаются на базе прогнозных
оценок развития экономики, основывающихся на так называемых “индексах
лидирующих показателей” и компьютерных эконометрических моделях. К лидирующим
показателям относятся экономические показатели, значение которых начинает снижаться
до завершения фазы подъема и повышается до преодоления фазы спада, то есть
показатели, предсказывающие изменение хозяйственной конъюнктуры.
1.6. Основы переходной экономики. Актуальные проблемы социально-
экономического развития современной России
Состояние общества, связанное с осознанной необходимостью резких изменений
форм, условий, правил социально-экономической жизни и требующее от общества
особых усилий в ходе ее преобразований, называют переходной экономикой.
Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической
системы к другой экономической системе. Она имеет следующие характерные черты:
переходная экономика призвана сформировать основу новой экономической