Стр. 119 - 2

Упрощенная HTML-версия

Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют
отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпуска
продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. Это
отрасли
т.н.
естественной монополии
. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно
существование одной крупной фирмы. К естественным монополиям относятся, например,
предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных
монополий регулируется государством.
Помимо эффекта масштаба в экономике наблюдаются и другие
виды эффектов.
Так,
ускорение научно-технической революции создает экономический, ресурсный, технический и
социальный эффекты.
Экономический эффект
– это рост производительности труда и снижение трудоемкости,
снижение материалоемкости и себестоимости продукции, рост прибыли и рентабельности.
Ресурсный эффект
– это высвобождение материальных, трудовых и финансовых
ресурсов на предприятии.
Технический эффект
– это появление новой техники и технологии, открытий, изобретений и
рационализаторских предложений, ноу-хау, а также и другие нововведения.
Социальный эффект
– это повышение материального и культурного уровня жизни граждан,
более полное удовлетворение их потребностей в товарах и услугах, улучшение условий и техники
безопасности труда, снижение доли тяжелого рабочего труда и др.
Эти эффекты достижимы, если государство создаст условия, необходимые для ускорения
научно-технической революции, и будет управлять этим процессом в нужном для общества
направлении. Иначе для общества возникнут отрицательные социальные последствия этих
эффектов в виде загрязнения окружающей среды, вымирания животного и растительного
мира…
Модуль 4
Макроэкономика как раздел экономической науки. Цели и результаты
национальной экономики
Структура учебного материала:
1.1 Исторический процесс становления макроэкономической теории.
Макроэкономические школы.
1.2 Предмет и содержание макроэкономической теории. Функции макроэкономики.
1.3 Макроэкономическая теория и экономическая политика. Экономические цели
общества.
1.4 Понятие национальной экономики.
1.5 Основные показатели в системе национальных счетов и методы их расчета.
1.6 Национальное богатство. Содержание, структура, принципы определения.
1.7 Номинальные и реальные показатели. Индексы цен. Дефлятор ВВП / ВНП.
1.8 Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Ценовые и неценовые факторы,
определяющие совокупный спрос.
1.9 Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения: кейнсианский,
классический и промежуточный отрезки. Неценовые факторы совокупного
предложения.
1.10
Макроэкономическое равновесие: модель “AD – AS”: совокупный спрос и
совокупное предложение. Эффект храповика.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1)
Введение в макроэкономику: Учебное пособие / Под редакцией М.Е. Дорошенко. –
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С. 5-6.
2)
Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика:
Учебник / Общая редакция Л.С. Тарасевича. – СПб.: СПбГУЭФ, 1997. – С. 11-17.