Стр. 118 - 2

Упрощенная HTML-версия

Она рассчитывается путем сопоставления полученной предприятием прибыли
производства с издержками (себестоимостью) или ценой продукции. Для этого рассчитывают
так называемую
норму прибыли
процентное отношение суммы прибыли к затратам или цене.
Чаще всего используют три показателя нормы прибыли:
-
норма прибыли в издержках.
Этот показатель обычно применяется к
отдельным видам
продукции
и позволяет сравнить прибыльность, например, выпуска двух разных изделий;
-
норма прибыли в цене.
Этот показатель также используют по
отдельным видам
продукции.
К примеру, он удобен для анализа изменений рентабельности производства одного и
того же изделия по мере наращивания его выпуска;
-
норма прибыли в капитале,
или, как ее еще называют,
норма общей рентабельности.
Она
позволяет сравнивать эффективность работы, скажем, двух предприятий. К примеру, фабрика «А»
получила общую прибыль 90 д.е., а фабрика «Б» – 80 д.е. Значит ли это, что первая работает
лучше второй? Не известно.
Чтобы ответить на этот вопрос, знать просто суммы прибыли недостаточно. Важно ещё
учесть, ценой каких затрат они получены. А для этого нужно соотнести
общую прибыль
и
величину
общего капитала
(основных и оборотных фондов) по каждому предприятию, то есть
рассчитать показатели нормы общей рентабельности. Сравнение этих показателей и даст точный
ответ: фабрика «Б» с 20 % общей рентабельности работала значительно эффективнее фабрики
«А», добившейся лишь 10 % рентабельности.
Таковы слагаемые экономической эффективности и ее конкретные показатели.
С понятием эффективности тесно связано еще одно понятие, широко используемое в
экономике –
эффект масштаба
. Это соотношение между изменением объемов
используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов.
Чем больше масштабы производства, тем ниже средняя себестоимость единицы продукции
и выше прибыль при прочих равных условиях.
Эффект масштаба может быть как
положительным
, так и
отрицательным
. Он будет
положительным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки предприятия
уменьшаются, и отрицательным – если они увеличиваются.
Положительный эффект масштаба
определяется следующими факторами:
• снижением величины постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции в
начале процесса расширения производства;
• более высоким уровнем специализации;
• возможностью использования более производительного оборудования;
• более полной утилизацией отходов путем производства побочной продукции.
Отрицательный эффект масштаба
возникает в результате воздействия таких
факторов, как:
• рост переменных издержек, приходящихся на единицу продукции (закон убывающей
отдачи);
• сложность управления крупномасштабным производством.
Относительная значимость положительного и отрицательного эффектов масштаба
нередко оказывает определяющее воздействие на структуру отрасли.
В зависимости от соотношения темпов роста издержек и объема производства
различают:
возрастающую
(положительную) отдачу от масштаба – объем производства
растет быстрее, чем издержки, а значит, средние издержки производства снижаются;
убывающую
(отрицательную) отдачу от масштаба – издержки растут быстрее, чем
объем производства, а следовательно, средние издержки производства возрастают;
постоянную
отдачу от масштаба – объем производства и издержки растут
одинаковыми темпами, соответственно издержки производства единицы продукции
(средние издержки) постоянны.