- ретробульбарный неврит – быстрое снижение остроты зрения, образование
центральных и парацентральных скотом, расстройство цветоощущения,
характерно возникновение болей в орбите при движениях глазного яблока,
является ранним признаком рассеянного склероза;
- оптико-хиазмальный арахноидит – сопутствует базальным арахноидитам;
характерны изменения поля зрения хиазмального типа – (гемианопсии,
офтальмоскопические изменения незначительны). Лечение больных
невритами должны быть незамедлительным, ударным и осуществятся
совместно с невропатологом и окулистом. Назначаются антибиотики,
сульфамиды, кортикостероиды, дегидратационные средства, витамины,
салицилаты.
Застойный диск зрительного нерва – проявление внутричерепной
гепертензии; проходит 5 стадий в своем развитии (начальную, выраженную,
далекозашедную, предтерминальную и терминальную). Характеризуется
длительным сохранением зрительных функции на фоне выстояния диска в
стекловидное тело, расширения и извитости вен, очагов плазморрагии и
гиморрагии. Возможно обратное развитие процесса при своевременном
устранении причины или формирование атрофии. Дифференцильно-
диагностические признаки застоя и неврита: состояние зрительных функций
и
поля
зрения
офтальмоскопическая
картина;
подтверждение
гипертензионного синдрома.
Атрофии зрительного нерва - исход патологических состояний
зрительного нерва – характеризуются снижением остроты зрения и сужения
границ поля зрения вплоть до слепоты; офтальмоскопическая картина –
побледнее диска, сужение сосудов; в зависимости от четкости границ диска
различают первичную и вторичную атрофии. Лечение направлено на
улучшение питания зрительного нерва (сосудорасширяющие, тканевые,
ультразвук).
Обратить внимание на клинические проявления и лечение центральных
и
периферических
дегенеративных
заболеваний
сетчатки,
тапеторетинальную абиотрофию сетчатки.
Одновременно осуществляется коррекция и текущий контроль знаний
студентов, при этом преподаватель уделяет должное внимание
стимулированию и мотивации студентов как на овладение знаниями по теме
занятия, так и на формирование умений познавательной деятельности.
7.4. Приобретение умений по исследованию больного с патологией
сетчатки и зрительного нерва. Самостоятельная работа студентов.
Студенты делятся на 4 группы (по 2-3 человека) и группами работают в
смотровой комнате, обследуя больного по следующему плану.
ПЛАН обследования больного с патологией сетчатки и
зрительного нерва.
I.
Жалобы: