Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных),
методических и экспериментальных средств познания и исследования психических
явлений. По сравнению с психологией житейской (донаучной) она представляет собой
переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному
предметному
определению,
к
возможности
методической
регистрации,
экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения
преемственности своих результатов [3].
Связь медицины и психологии
. Важными представляются идеи, которые
позволяют находить общее в современной медицине и психологии. Это идеи, связанные с
пониманием человека как части Природы — единой целостной системы. Они широко
представлены в современной интегральной медицине, где жизнь человека анализируется
как проявление свойств природы. Эти работы представляют интерес для решения
конкретных вопросов индивидуальной жизни человека, связанных с воздействием на
разные ее жизни. Примером того, как переплетаются сведения из медицины и психологии,
может быть тот факт, что на продолжительность жизни, на протекание процесса старения
существенное влияние оказывают представления человека о том, что есть старость и как
она должна протекать.
Сегодня необходимо осознать, что социальный прогресс не только увеличил жизнь
человека, он вызвал необходимость изменить само представление о хронологии старости,
о содержании этого возраста. Так, если литератор прошлого столетия мог написать, что в
комнату вошел пожилой человек лет пятидесяти от роду, то сегодня даже неопытный,
только начинающий писатель вряд ли позволит себе выразиться подобным образом. В
действительности 50—60-летние люди не считают себя пожилыми и воспринимают жизнь
как цепь ярких событий, а не как отрезок времени для доживания.
Вопросы, связанные со здоровым образом жизни, являются тем переживанием, где
пересекаются данные о строении сознания человека, о возможности воздействия на себя
через самосознание и данные о функционировании организма человека, то есть
пересекаются сведения из психологии и медицины [20].
Задания для самостоятельной подготовки к занятию
Уровень сложности *(низкий уровень сложности):
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
а) одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к идее о некой
... , заключенной в теле;
б) психология изучает ... состояния и свойства человека на разных этапах его ... .
Задание 2. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.
1) Основная особенность психического отражения... а) константность; б)
предметность; в) активность; г) субъективность; д) первичность; е) спонтанность; ж) все
ответы верны; з) все ответы неверны.
2) Способность активно отвечать на внешнее воздействие в соответствии с
характером воздействия - это... а) инстинкт; б) рефлекс; в) отражение; г)
чувствительность; д) раздражимость; е) поведение; ж) все ответы верны; з) все ответы
неверны.
3) Самое существенное свойство психики - это... а) первичность; б)
субъективность; в) идеальность; г) раздражимость; д) материальность; е) вторичность; ж)
все ответы верны; з) все ответы неверны.
Уровень сложности ** (средний уровень сложности):
9