К изменившейся ситуации применимы все те характеристики, которые применяются к
исходным ситуациям, но только конкретные их значения могут изменяться. Может
меняться и число элементов ситуации, и их качественный состав, и характер
взаимодействий элементов, и их объективная свобода выбора, и единственность или
множественность решений (задача может стать неразрешимой).
Конечная ситуация, т.е. ситуация полученная после всех преобразований,
характеризуется степенью и конкретной формой участия каждого элемента этой конечной
ситуации в достижении результата.
Каждый конкретный элемент ситуации обладает определенными объективными
значениями. При изменении условий может измениться и значение элементов.
Значение элементов при определенных изменениях ситуации (как и эти изменения)
может быть скрытыми и явными.
Функциональные взаимодействия в ситуации обладают разной ценностью. Существуют
два источника создания ценности: а) через отношение к конечному результату -
способствует или не способствует достижению результата; б) через отношение
осуществляемого изменения ситуации к определенному типу, к общим принципам
осуществления данного деятельности, воплощенность в этом конкретном изменении
ситуации общих принципов, т.е. как бы через отношение к ценностям более высокого
порядка.
Замысел есть некоторое возможное преобразование наличной ситуации, установление
некоторого определенного взаимодействия. Без этого взаимодействия задача не может
быть решена.
Условия задачи могут быть словесно описаны, доступны непосредственному
восприятию, быть представляемыми.
Выделяют два типа требований (обычно в словесной форме):
- указание на то, какой должна быть ситуация после преобразования исходной;
- получение нового знания в результате некоторых операций над условиями.
Важной характеристикой требований является степень четкости (неопределенности)
его формулировки.
Задачу характеризует также соотношения между условиями и требованиями:
- все элементы условий нужны для решения;
- есть лишние элементы;
- отсутствуют необходимые элементы [5].
Информационный материал «Мышление» и «речь» в работе врача
Слово «медик», по мнению рада авторов, уходит корнями в латинское «мед» (медиана,
медиум, медиатор ...) - «искать середину, взвешивать, думать, соображать».
Вот что пишет Л.П. Урванцев о результатах исследований врачей психологами
ЯрГУ: «Высокий балл был получен по фактору «умный» (абстрактно мыслящий, быстро
обучается, высокий общий интеллект, высокий уровень культуры). Это не противоречит
общепринятым представлениям о тех качествах врача-терапевта, от которых зависит
эффективное клиническое решение. Кроме того, испытуемые в основном отличаются
практичностью, вниманием к деталям, ориентацией на собственные решения,
самостоятельностью. Действительно, неразрывное единство теории и практики - одна из
основных особенностей профессиональной деятельности врача-терапевта: на основе
глубоких теоретических знаний и опыта он должен уметь строить «умственную картину»
болезни, сопоставлять ее со всем багажом знаний. И в беседе многие врачи говорили, что
с годами начинают больше доверять себе, своему опыту». (Урванцев Л.П., 1993)
Специфической деятельностью врача является мышление в виде решения
диагностических задач. Своеобразными индикаторами движения мысли врача являются
75