Дворец дожей, а маленькие капли крови, которые горят в мозгу и не должны пролиться,
цинковые белила - чистота, а не смерть, желтая охра... желтая охра - это жизнь во всем
изобилии, это обновление, это весна, это апрель в каком-то ином времени, в каком-то
ином месте...
(Д. дюМарье)
2. Б. Спиноза говорил: "...всякий переходит от одной мысли к другой, смотря по
тому, как привычка расположила в его теле образы вещей. Солдат, например, при виде
следов коня на песке тотчас же переходит от мысли о коне к мысли о всаднике, а отсюда -
к мысли о войне и т.д. Крестьянин же от мысли о коне - к мысли о плуге, поле и т.д.,
точно так же всякий от одной мысли переходит, к той или другой сообразно с тем, привык
ли он соединять и связывать образы вещей таким или иным способом".
3. Марсель Пруст в романе "В поисках утраченного времени" описывает эпизод,
когда он, обмакнув кусочек бисквита в чай отправил его в рот. В момент, когда кусочек
коснулся нёба, он испытал восхитительное, и необычное чувство: настоящее со всей его
скучной угрюмостью исчезло, а вкусовое ощущение потянуло за собой цепочку образов
счастливого детства: "Вдруг в моем уме всплыла давняя картина. Вкус этот был тот же
самый, что и у маленького кусочка бисквита, которым по воскресным утрам в Комбрее...
угощала меня моя тетка Леони, после того как она обмакивала его в свой настоянный на
травах чай". Длинное поэтическое описание своих воспоминаний Пруст закончил
знаменитой фразой: "Весь Комбрей и его окрестности, все, что имеет форму и объем,
город с его садами - все выплеснулось из моей чашки чая".
Задание 2. Сравните приведенные точки зрения. Какой из них и почему вы
отдали бы предпочтение?
1. Функция памяти не может направляться волей или деятельностью человека, она
детерминирована либо организацией самого материала, либо внешними ассоциациями по
смежности, сходству и контрасту.
2. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения
определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта...
Наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда
соответствующий материал выступает в качестве цели действия.
Тестовые задания для самопроверки
1. Как называется явление, при котором человек не может своевременно
вспомнить то, что он знает:
а) амнезия;
б) конфабуляция;
в) реминисценция;
г) мнемоника;
д) агнозия.
2. Психический процесс, обеспечивающий сохранение воспринятой
информации о предметах и явлениях окружающего мира:
а) ощущения;
б) восприятия;
в) мышление;
г) воображение;
д) память.
3. Для поддержания произвольного внимания необходимо:
а) осознание долга и обязанности выполнения деятельности;
б) начало и прекращение действия раздражителя;
в) подвижность предметов;
г) новизна, сила, контраст раздражителя;
47