Стр. 39 - 2

Упрощенная HTML-версия

С. П. Боткин писал, что "больной брюшным тифом пахнет вспотевшим гусем". О чем еще
говорят обонятельные ощущения? Какова их роль в восприятии человека человеком?
Задание 3. Какой феномен восприятия объектов характеризуют следующие
утверждения?
1. Все преподаватели назидательны.
2. Все врачи - педанты.
Задание 4. Какой вид боли соответствует следующей характеристике
:
1. Боль: глубокая, тупая, ломящая, распирающая, длится почти ежедневно, пациент
испытывает состояние безнадежности, депрессии.
2. Боль: режущая, саднящая, стреляющая, длится минуты, больной испытывает
состояние страха.
3. Боль: ноющая, тянущая, длится ежедневно, постоянно, больной испытывает
состояние гнева, агрессии.
Задание 5. Чем вызвана динамика в описании репродукции картины Рубенса
«Портрет молодой девушки с вьющимися волосами» у студента А.
«Портрет молодой девушки. Открытое лицо, красива и знает об этом. Немного
насмешлива - ироническая улыбка. Но в тоже время она добра. Простая прическа, одежда
подчеркивает нежность, мягкость».
Студент А: «Молодая женщина повышенного питания с румянцем на щеках
неизвестной этиологии, шея несколько утолщена. По-видимому, у нее тиреотоксикоз. А
взгляд у нее сегодня не такой уж насмешливый».
Задание 6. С. Л. Рубинштейн приводит пример патологического восприятия.
Объясните, в чем дефект цветоощущения больного. С чем он связан? Что является
основной особенностью нормального восприятия?
А. Гельб и К. Гольдштейн подвергли детальному исследованию больного, который
утратил способность называния цветов. Этот больной не мог ни сам употреблять названия
цветов, ни понять их значение, когда их употребляли другие. Цвета представлялись ему
всегда как цвета определенных предметов, например
голубой
цвет - как цвет
незабудки.
Исследование показало, что собственно цветоощущение у него было совершенно
нормальное; он различал все оттенки цветов. И тем не менее отношение его к цветам было
своеобразно. При испытании он оказался не в состоянии подобрать к данному ему образцу
куска цветной шерсти того же цвета, если их окраска отличалась насыщенностью или
яркостью. Всякий образец вызывал у больного особое впечатление, определяемое то
оттенком, то яркостью. Поэтому, если два цвета, например, цвет данного образца и одного
из кусков цветной шерсти, которые служили для опытов, были объективно одного и того
же оттенка, но различной яркости, они не представлялись больному сходными, потому
что перевес могло взять впечатление яркости. Для признания двух цветов сходными
больному часто требовалось полное тождество их; иногда больной их отождествлял на
основании одинаковой яркости, в другой раз - на основании одинаковой насыщенности.
Но он никак не мог при сравнении систематически придерживаться одного данного ему
принципа и выделить тот же цвет при различной яркости, насыщенности и пр.
Психодиагностическое задание
«Тест на восприятие времени»
Тест является классической методикой на восприятие времени, хорошо известной в
экспериментальной психологии.
39