пропевания или проговаривания соответствующих звуков, играющих существенную роль
в том, чтобы установить наиболее существенные особенности звукового потока. Мы еще
встретимся с этим исходным положением при анализе различных частных видов
восприятия. Поэтому процесс восприятия правильнее всего обозначать как
воспринимающую (перцепторную) деятельность субъекта.
2. Далее, процесс восприятия тесно связан со следующим:
а) оживлением следов прежнего опыта;
б)
сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися
представлениями;
в) сравнением актуальных воздействий со сложившимися в прошлом пред
ставлениями;
г) выделением существенных признаков;
д) созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него инфор
мации;
е)
синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы и «принятием
решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет.
Иначе говоря, воспринимающая (перцепторная) деятельность субъекта близка к
процессам наглядного мышления, причем эта близость тем больше, чем новее и сложнее
воспринимаемый предмет. Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность
почти никогда не ограничивается пределом одной модальности, но включает в свой состав
результат совместной работы нескольких органов чувств (анализаторов), в процессе
которой сложились представления, сформировавшиеся у субъекта.
3. Наконец, существенным является то обстоятельство, что процесс восприятия
предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне, и в его состав всегда
входит высший уровень психической деятельности, в частности речь. Человек не просто
смотрит на предметы и пассивно регистрирует их признаки. Выделяя и объединяя
существенные признаки, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом,
называет их и тем самым глубже познает их свойства и относит их к определенным
категориям. Воспринимая часы и внутренне называя их этим именем, он отвлекается от
таких несущественных признаков, как их цвет, размер, форма, и выделяет основной
признак, обозначаемый в названии «часы», — функцию указания времени (часа);
одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет
его от других близких по внешнему виду предметов, но относящихся к другим категориям
(например от телефона, который имеет также «циферблат» с соответствующими цифрами,
но имеет совсем иную функцию). Все это еще раз подтверждает то положение, что
воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может
приближаться к наглядному мышлению.
Сложный и активный характер воспринимающей деятельности человека приводит
к ряду особенностей человеческого восприятия, в одинаковой степени относящихся ко
всем его формам.
Первая особенность восприятия состоит в его активном опосредованном характере.
Как мы уже упомянули, восприятие человека опосредовано его прежними знаниями,
сложившимися из прежнего опыта и представляет собой сложную аналитико
синтетическую деятельность,
включающую
создание гипотезы о характере
воспринимаемого предмета и принятие решения о том, соответствует ли реально
воспринимаемый предмет этой гипотезе.
Вторая особенность восприятия человека состоит в его предметном и обобщенном
характере. Как мы уже указывали, человек воспринимает не только комплекс доходящих
до него признаков, но и оценивает этот комплекс как определенный предмет, не
ограничиваясь установлением индивидуальных особенностей этого предмета, но всегда
относя этот предмет к определенной категории, воспринимая его как «часы», «стол»,
34