воздействия (например звуковые или световые волны) должны пройти большую
дистанцию, прежде чем воздействовать на соответствующие органы чувств.
Процесс
восприятия
(или отражения целых предметов или ситуаций) гораздо
сложнее:
а) он требует выделения из комплекса воздействующих признаков (цвет, форма,
осязательные свойства, вес, вкус и т. п.) основных ведущих признаков с одновременным
отвлечением (абстракцией) от несущественных признаков;
б)
он требует объединения группы основных существенных признаков и
сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете. Если
в процессе такого сопоставления гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с
поступающей информацией, возникает узнавание предмета, и процесс восприятия
предмета завершается. Если в результате сопоставления согласованности гипотезы с
реально доходящей до субъекта информацией не возникает, поиски нужного решения
продолжаются до тех пор, пока субъект не придет к нужному решению, иначе говоря,
пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории.
При восприятии знакомых предметов (стакана, бутылки, стола) этот процесс
узнавания предмета происходит очень быстро, и человеку достаточно объединить два-три
воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых
или незнакомых предметов процесс их узнавания оказывается гораздо сложнее и
протекает в гораздо более развернутых формах. Представим себе, что человек
рассматривает незнакомый ему гистологический прибор для получения тончайших срезов
ткани — микротом. Сначала он воспринимает какую-то сложную конструкцию, стоящую
на тяжелой чугунной подставке, потом он выделяет отдельные металлические части, и у
него может мелькнуть мысль о том, не весы ли это. Однако он не находит необходимых
для весов чашек или шкалы с обозначением веса. Он продолжает дальше рассматривать
эту незнакомую вещь, пока его взгляд не выделяет гладкую поверхность аппарата с
примыкающим к этой поверхности остро отточенным ножом. Тогда он может вспомнить,
что нечто в этом роде он видел в гастрономическом магазине и что этот прибор
применялся для того, чтобы резать на тонкие куски ветчину или колбасу. Лишь после
этого острый нож, примыкающий к гладкой металлической поверхности, становится
ведущим признаком, и у субъекта начинает формироваться представление о том, что
воспринимаемый предмет имеет отношение к режущим приборам, микрометрические
винты которого, по-видимому, обеспечивают точную регуляцию толщины срезов. Таким
образом, полное восприятие предмета возникает как результат сложной аналитико
синтетической работы, выделяющей одни существенные и тормозящей другие
несущественные признаки, и комбинирующей воспринимаемые детали в одно
осмысленное целое.
Этот сложный процесс отражения целых вещей или ситуаций и называется в
психологии восприятием.
Легко видеть, что восприятие является сложным и активным процессом,
требующим иногда значительной аналитико-синтетической работы.
Вот почему восприятие в еще меньшей степени, чем ощущение, можно считать
пассивным отражением действительности, пассивной регистрацией доходящей до
организма информации.
Сложный активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков,
требующих специального рассмотрения.
1.
Прежде всего, процесс информации ни в какой мере не является результатом
простого раздражения органов чувств и доведения до коры головного мозга тех
возбуждений, которые возникают в периферических воспринимающих приборах (кожа,
глаза, ухо). В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты в виде
ощупывания предмета, движения глаз, выделяющих наиболее информативные точки,
33