Стр. 155 - 2

Упрощенная HTML-версия

2.
Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. Учебн пособие. - М.:
Академия, 2002, 208с.
3.
Горякина В.А. Психология общения. Учебн. пособие. - М.: Академия, 2002,
416с.
4.
Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание:
Учеб. пособие для студ. Вузов / В.А.Лабунская. - Ростов-н / Д: Феникс, 1999.
5.
Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного
общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. -
М.: Изд. центр "Академия", 2001.
6.
Лаундес Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно: Психология
успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Л.Лаундес. - 2-е изд. - М.
Добрая книга,2002.
7.
Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.:
Смысл,1999.
8.
Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. Уч.
пособие. - М.: Академия, 2002. 192с.
9.
Рыдакова И.И. Основы педагогического общения. - М.: Белароз, 1998, 319с.
10.
Станкин М.И.. Психология общения: Курс лекций / Акад. пед. и соц. наук.
Моск. психолого-соц. ин-т. - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2000.
Информационный материал «Коммуникативная компетентность врача»
Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное
и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским
персоналом от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей
медицинских учреждении. От умения общаться, устанавливать и развивать
взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность врача.
Хороший психологический контакт с больным помогает точнее собрать анамнез,
получить более полное и глубокое представление о больном. Умение общаться, или
коммуникативная компетентность,
обеспечивает взаимопонимание, доверие в
отношениях, эффективность в решении поставленных задач. Если пациент доверяет
своему врачу, не сомневаясь в правильности диагностики и адекватности терапии, то он
будет выполнять назначения, пройдет все необходимые диагностические и
терапевтические процедуры. При отсутствии психологического контакта пациент,
возможно, не станет придерживаться врачебных рекомендаций и назначении,
проконсультируется у других врачей или просто у своих знакомых, займется
самолечением, обратится к представителям альтернативной медицины.
В работе Георгиевского и Боброва приведены представления больных об образе
врача. Самыми существенным, с их точки зрения, были признаны следующие качества:
уважительность, внимание к пациентам, любовь к профессии, доброта, вежливость,
душевность, т. е. преобладали коммуникативно значимые черты. Качества личности
врача, формирующие эмоциональный контакт, оценивались пациентами особенно
высоко.
Ташлыковым по данным экспериментально-психологического исследования были
получены сходные данные. Им был получен «эталон» врача для больных неврозами. С
наибольшей частотой они указывали ив следующие 10 наиболее существенных, по их
мнению, качеств врача: ум 74 (в процентах к общему числу больных), внимательность 57,
увлеченность работой 52, чуткость 49, тактичность 49, терпеливость 49, чувство долга 45,
спокойствие 40, серьезность 38, чувство юмора 38. Эталон врача изменялся в зависимости
от клинической формы невроза, пола и возраста больных. Например, больные истерией
предпочитали эмоциональный, «сопереживающий» тип врача и подчеркивали важность
155