Сестра его Аня, девочка лет восьми... тоже боится, чтобы кто-нибудь выиграл. Она
краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре
для нее вопрос самолюбия. Другая сестра Соня, девочка шести лет, играет в лото ради
процесса игры. По ее лицу разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет
и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик... У него ни корыстолюбия,
ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать - и на том спасибо. По виду он
флегма, но в порядочная бестия. Сел он ни столько для лото, сколько ради недоразумений,
которые неизбежны. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает Пятый партнер,
кухаркин сын Андрей... К выигрышу чужим успехам он относится безучастно, потому что
погружен в арифметику игры, в ее несложную философию; сколько на этом свете разных
цифр и как это все не перепутываются!»
«Партия! У меня партия! - кричит Соня, кокетливо закатывая глаза и хохоча. У
партнеров вытягиваются физиономии. - Проверить! - говорит Гриша, ненавистью глядя на
Соню».
Задание 3. Вспомните свою ситуацию, или ситуацию своих знакомых, или по
описанию в литературу когда имел место механизм сдвиг мотива на цель
(превращение цели в мотив).
Задание 4. Определите, какие мотивы побудили деятельность каждого из
участников, в описанных же случаях.
1. Два друга В. и А. - оба студенты, попадает в больницу с тяжелой травмой. Ему
нужно делать переливание крови. У него достаточно редкая группа крови. В. тут же
предлагает свою. Ему сделали по ей анализ крови и оказалось, что у него именно такая
кровь, какая нужна его больному другу А. А. вскоре поправился и вышел из больницы. А.
пригласил в гости друзей. Все радуются, смеются, но у В. вместо радости тоска, досада,
разочарование.
2. Н. пока училась на психологическом факультете МГУ и в аспирантуре все время
находилась в очень творческой обстановке. После успешной защиты диссертации она по
распределению уехала в город С. По личностным особенностям она очень активна,
напориста, немного авторитарна и с очень хорошими интеллектуальными задатками. В
городе С. она оказалась одним единственным психологом. После ее настойчивых просьб в
этот же город по распределению приехало еще несколько человек. Н. сразу же взяла их
под свою опеку, создала психологический кружок. Кружок работал в течение ряда лет
очень успешно. Обсуждались различные проблемы: теоретические, разбор интересных
больных и т. д. Но реальной научной продукции кружок не давал. Однажды Н. на
конференции в Москве рассказала о работе их кружка. После окончания заседания многие
стали к ней подходить с поздравлениями: «Какая же ты молодец, за такой короткий срок
ты создала целую школу!» Вернувшись домой, у Н. наступило разочарование, апатия.
Деятельность кружка ей стала неинтересна. Лишившись своего лидера кружок
перестал существовать.
3. Молодой человек А. будучи еще школьником мечтал стать штурманом на
атомных подводных лодках. Его дед был моряк и он слышал много всяких рассказов о
моряках и их службе. Но медицинская комиссия военкомата забраковала его по зрению.
Мальчик очень переживал. В школе он и так учился неважно, особенно по математике и
физике, а после этого у него совсем опустились руки. Кто-то из близких сказал ему, что
можно стать конструктором ядерных реакторов и перечислил вузы, где готовят по этой
специальности. Среди них были МИФИ, МВТУ и ряд Других. Мальчик остановился на
МИФИ. Он перешел учиться в другую школу. Там ему очень понравился преподаватель
по физике и он стал успевать немного лучше. Но на физику он смотрел по-прежнему как
149