2.
В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум
осеннего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума
падающей воды.
3.
Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему
работу, но забывает туда явиться.
4.
У ребенка, которому запрещали играть своими экскрементами, развивается
преувеличенная чистоплотность.
5.
Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой
патронажной сестрой.
6.
Студенту, который с удовольствием "смошенничал" бы на экзамене,
кажется, что все на него смотрят так, как если бы он "мошенничал" взаправду.
7.
Агрессивный молодой человек становится "звездой" регби или футбола.
8.
Маленькая девочка так сильно "любит" своего младшего братца, что все
ночи проводит у его изголовья на тот случай, если он вдруг "перестанет" дышать.
9.
Агрессивность женщины по отношению к мужу выражается в том, что она
непроизвольно прячет принадлежащие ему вещи.
10.
Некто убежден, что ему изменяет жена, хотя подсознательно он сам хочет
изменить ей.
11.
Некто, воспитанный властным отцом, становится активистом одного из
общественных движений протеста.
12.
Агрессивный человек часто ведет себя слишком вежливо или слишком
слащаво по отношению к другим.
13.
Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время
беременности она даже и думать не хотела.
14.
Человек не признается самому себе, что он не удовлетворен своей
должностью и ему кажется, что все недовольны его работой.
171
15.
Студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для
ответа или тем, что в билете были вопросы "на засыпку".
Задание 2. Проанализируйте приведенные примеры. Какие пути преодоления
(компенсации) чувства недостаточности в них упомянуты? Какие другие пути вам
известны? Какое значение имеет для А. Адлера факт действительности или
мнимости воспоминаний детства?
1.
По дороге в школу А. Адлеру, как он пишет, нужно было проходить через
кладбище: "Каждый раз я этого боялся и с большим неудовольствием наблюдал, как
другие дети беспечно шли через кладбище, в то время как я совершал шаг за шагом,
исполненный тревоги и ужаса. Кроме невыносимого страха, меня терзала мысль, что я не
такой смелый, как остальные. Однажды я твердо решил положить конец этому
смертельному ужасу и в качестве средства для этого выбрал "очерствление". Я немного
отстал от остальных ребят, положил ранец на землю у кладбищенской стены и пробежал
через кладбище раз с дюжину, пока не почувствовал, что овладел своим страхом. Мне
кажется, что с тех пор я проходил эту дорогу уже без страха". Интерпретируя это
воспоминание, Дж. Раттнер вводит одно "поучительное дополнение": впоследствии
Адлеру удалось установить, что на пути в его школу... не было никакого кладбища! (По
Е.
В. Сидоренко)
2.
Всю свою жизнь Стендаль поддерживал свою репутацию дэнди, умного,
циничного и непредсказуемого. Сам он называл причиной того, что стал таким
завсегдатаем салонов, свое ощущение, что он безобразен, застенчив и неловок.
(А.
Мерлер)
126