Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, А.Г. Асмолова, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко,
Б.С. Братуся, В.В. Столина, В.А. Петровского, B.C. Мухиной.
В настоящее время наблюдается тенденция к рассмотрению целостной личности,
что является проявлением интегративной тенденции, которая коснулась не только по
нимания самого феномена личности, но и ее социальных детерминант. Все это не
замедлило преобразовать задачу «изучения целостной личности» в задачу «изучения
целостной личности в целостном мире», рассмотрения человека как целостной
развивающейся системы, определения места человека в современном мире с его все
усложняющимися проблемами [14].
Задания для самостоятельной подготовки к занятию
Уровень сложности*
Задание 1
.
Определите, какие из перечисленных характеристик относятся к
личности, а какие - не относятся.
Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы,
мировоззрение, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной
культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка,
возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность,
чувства, индивидуальность, авторитетность.
Задание 2
.
Прокомментируйте следующие высказывания. С какими вы
согласны (не согласны) и почему? Какие из этих высказываний можно использовать
в качестве определений сущности личности?
1.
Человек в той мере субъект, в какой он - личность; организм - не субъект.
2.
Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью.
3.
Личность - это человек, выделивший в процессе общественных отношений
свое "Я" из "не-Я"..., активно воздействующий на "не-Я" в процессе своей сознательной
целенаправленной деятельности.
4.
Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет
ему свободно подчинять свое "Я" нравственному закону.
5.
Личность - субъект и объект общественных отношений.
6.
Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.
Уровень сложности**
Задание 1
.
Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к
личности, а какие - как к индивиду?
Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность,
старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума,
прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная
воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая
пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность,
внимательность, подвижность, честность, вера, страх, благородство, леность, стресс,
меланхолия, авторитет, речь, темперамент, инстинкты, убеждения, знания, задатки,
идеалы, возрастные особенности чувств, механическая память, мышление, язык,
музыкальный слух, гуманность.
Задание 2
.
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1.
Человека как индивида характеризуют...
а) рост; б) цвет глаз и волос; в)
тип высшей нервной деятельности; г) принадлежность к расе; д) все ответы верны; е) все
ответы неверны.
107