Стр. 105 - 2

Упрощенная HTML-версия

исследований личности, которые опирались на появившуюся дифференцированную
концепцию биологической активности как общего свойства любого животного организма,
в том числе и человека (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн). Проблема активности становится
той ареной, на которой сталкивается эмпирическая и поведенческая психология. С меха­
нистическим подходом к трактовке проблемы активности выступил КН. Корнилов,
реактологические построения которого задали модель человека «реагирующего».
Психологам 50-60-х гг. XX в. импонировала мысль об изучении личности как
проблемы ее индивидуальных различий, которая была блестяще реализована в работах
Б.М. Теп-лова и его школы (В.Д. Небылицын, Н.С. Лейтес, B.C. Мерлин). В работах Б.М.
Теплова по индивидуально-психологическим различиям отрабатывалась значимая идея
психологии личности идея направленности личности, которая обнаруживает себя в
склонностях к определенной деятельности. Б.М. Теплов называл человека «творцом своей
индивидуальности» «советскогоности», не умаляя при этом роли природных
предпосылок, индивидуально-типологических особенностей.
Идеей интеграции знаний о человеке были пронизаны основные работы Б.Г
Ананьева, который репрезентировал себя в психологии именно как автор разносторонних
идей человекознания, их комплексного решения, интеграции и синтеза. В его работах дана
развернутая характеристика понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности». Им
сделан вывод, что свойства личности развиваются на всем протяжении жизненного пути
человека, создавая его биографию.
Начиная с работ Б.Г. Ананьева, характеристика человека как субъекта деятельности
становится основополагающей. Внесение категории субъекта деятельности оказалось
очень продуктивным: оно помогло раскрыть способ организации личностью жизни.
Именно в это время была сформулирована задача построения общепсихологической
теории личности. Стало очевидно, что категория субъектности раскрывает личность не
только индивидуально, но и типологически. Уровни активности личности, т. е. мера
субъектности, были выбраны в качестве типологических критериев. Построение
типологии через категорию субъекта жизнедеятельности обнаружило область
исследования, где непосредственно пересекались интересы общей и социальной
психологии. Была поставлена задача объяснить, как личность отражает и выражает,
реализует в личной и общественной жизни общественные тенденции.
Типизацию личности, поиск оснований для нее провели К.А. Абульханова-
Славская, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, B.C. Мерлин, Б.Д. Парыгин и др.
Третий тип
построения психологии личности, концепция середины 60-х конеца
80-х гг. XX в, характеризовался «возрождением» идеи личности в ситуации амбива­
лентного отношения общества к «личностному» в человеке. «Возрождение» идеи
личности обнаруживает себя следующими процессами: превращением понятия
«личность» в фоновое условие обсуждения любых психологических проблем(укореняется
традиция «приговаривания» слова «личность» в любых контекстах); пониманием
личности как особой ценности и условия осмысления целостности психического
(«стягивание» к проблеме личности всех проблем, реализация структурного,
комплексного, а затем и системного подходов); проблематизацией понятия «личность»,
поиском «мира человека и человека в мире», феноменологических коррелятов существа
«личностного» (в виде вопросов о пространстве существования личности, о начале
личностной истории, о развитии как имманентном условии бытия личности, о
соотношениях понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»).
Возрождающаяся идея личности заявляла о себе в эффектах «самоопределения
личности в группе» (А.В. Островский), «устойчивости и автономии личности» (В.Э.
Чудновс-кий), «неадаптивности в индивидуальной деятельности и социуме» (В.А.
Петровский), «самодвижения деятельности» (А.Н. Леонтьев), «выхода личности из
кризисных ситуаций» (Б.С. Братусь), «смыслообразования» (А.Н. Леонтьев, А.Г. Ас-
105