Преаналитический этап
включает подготовку пациента, процедуру за
бора биоматериала, а также транспортировку и хранение проб до момента
проведения исследования. Ответственность за его проведение распределя
ется между организаторами здравоохранения, лечащим врачом, средним ме
дицинским персоналом отделения и специалистами лабораторной службы.
Аналитический этап
является прерогативой лаборатории и заключается в
проведении анализа в соответствии с определенной методикой. На
постана-
литическом этапе
лечащий врач интерпретирует полученные результаты
исследования в аспекте диагностики, прогноза, мониторинга течения и скри
нинга заболеваний.
Методический арсенал современной клинической лабораторной диа
гностики весьма внушителен. Номенклатура лабораторных тестов, предло
женная экспертами Всемирной Организации Здравоохранения, насчитывает
около 1000 наименований клинически важных компонентов биожидкостей.
Для многих тестов предложено по несколько десятков методов исследования,
основанных на различных принципах определения.
Врачу-клиницисту достаточно иметь наиболее общее представление об
аналитических возможностях различных видов исследований, поскольку их
практическое осуществление - дело лаборатории. Задача врача клинициста
назначить необходимое исследование, сравнить полученные результаты с
нормой и сделать заключение о возможном патологическом значении обна
руженных отклонений, если они имеются. При необходимости, врач должен
наметить пути дополнительных лабораторных исследований для наиболее
надежной диагностики предполагаемого заболевания. Таким образом, ин
терпретация результатов лабораторных исследований является неотъемле
мым звеном клинико-лабораторного обследования. Следует заметить, что по
данным различных авторов около 46% диагностических ошибок связано с по
грешностями на преаналитическом этапе, 7% - на аналитическом и 47% - на
постаналитическом (при трактовке результатов исследования).
4