Стр. 5 - 2

Упрощенная HTML-версия

Преаналитический этап
включает подготовку пациента, процедуру за­
бора биоматериала, а также транспортировку и хранение проб до момента
проведения исследования. Ответственность за его проведение распределя­
ется между организаторами здравоохранения, лечащим врачом, средним ме­
дицинским персоналом отделения и специалистами лабораторной службы.
Аналитический этап
является прерогативой лаборатории и заключается в
проведении анализа в соответствии с определенной методикой. На
постана-
литическом этапе
лечащий врач интерпретирует полученные результаты
исследования в аспекте диагностики, прогноза, мониторинга течения и скри­
нинга заболеваний.
Методический арсенал современной клинической лабораторной диа­
гностики весьма внушителен. Номенклатура лабораторных тестов, предло­
женная экспертами Всемирной Организации Здравоохранения, насчитывает
около 1000 наименований клинически важных компонентов биожидкостей.
Для многих тестов предложено по несколько десятков методов исследования,
основанных на различных принципах определения.
Врачу-клиницисту достаточно иметь наиболее общее представление об
аналитических возможностях различных видов исследований, поскольку их
практическое осуществление - дело лаборатории. Задача врача клинициста
назначить необходимое исследование, сравнить полученные результаты с
нормой и сделать заключение о возможном патологическом значении обна­
руженных отклонений, если они имеются. При необходимости, врач должен
наметить пути дополнительных лабораторных исследований для наиболее
надежной диагностики предполагаемого заболевания. Таким образом, ин­
терпретация результатов лабораторных исследований является неотъемле­
мым звеном клинико-лабораторного обследования. Следует заметить, что по
данным различных авторов около 46% диагностических ошибок связано с по­
грешностями на преаналитическом этапе, 7% - на аналитическом и 47% - на
постаналитическом (при трактовке результатов исследования).
4