–25–
техногенных катастрофах и стихийных бедствиях по количеству и тяжести часто
оказываются близкими к потерям на войне.
В чрезвычайных ситуациях объем работы по медико-санитарному обеспе-
чению
населения в целом и содержание лечебно-эвакуационных, санитарно-
противоэпидемических и других мероприятий в частности, определяются, чаще
всего не столько медицинскими показаниями (что является решающим фактором в
обычных условиях), сколько сложившимися в результате чрезвычайной ситуации
конкретными условиями: количеством поступающих на этапы медицинской эва-
куации пораженных и их состоянием, количеством и квалификацией врачей, нали-
чием средств для эвакуации пораженных и лечебно-профилактических учрежде-
ний в районе ЧС, состоянием их оснащенности, наличием резерва медицинского
имущества, временем года, состоянием погоды и др.
За последние годы разработаны принципы организации медико-санитарного
обеспечения в чрезвычайных ситуациях. В системе здравоохранения страны со-
здана специальная служба для ликвидации медико-санитарных последствий чрез-
вычайных ситуаций - служба медицины катастроф
.
Краткая история развития Всероссийской службы медицины ката-
строф
До 1990 года задача организации медицинской помощи массовому числу
пострадавших в чрезвычайных ситуациях невоенного характера возлагалась на
медицинскую службу гражданской обороны. Согласно принципам, заложенным
в основу гражданской обороны здравоохранения (ГОЗ), врачебная помощь по-
страдавшим в очаге катастрофы должна оказываться силами отрядов первой
медицинской помощи (ОПМ) через 10 часов после катастрофы. Сократить вре-
мя развертывания ОПМ в очаге не представляется возможным из-за громоздкой
организационно-штатной структуры и слабой технической оснащенности этих
формирований.
А по статистике уже через час погибает 30% тех, кто мог бы выжить при
своевременном оказании медицинской помощи, через 3 часа - 60% , через 6 ча-
сов - 95%.
О необходимости создания в нашей стране специальной службы медици-
ны катастроф говорили давно, особенно активно этот вопрос начал обсуждаться
в печати и по телевидению после Армянской трагедии (землетрясение в декаб-
ре 1988 года).
На западе создание службы медицины катастроф началось в 80-х годах.
Некоторое время инициаторам приходилось отбиваться от возражений скепти-
ков. Дескать, катастрофы случаются сравнительно редко, а эту дорогостоящую
службу приходится держать постоянно. Существует система скорой помощи,
реаниматологи, хирурги, которые могут в случае нужды оказать помощь.
Сейчас такие доводы не могут убедить ни одного человека. Службы ме-
дицины катастроф окупают себя экономически. На их счету тысячи сохранен-
ных жизней.