Стр. 44 - 2

Упрощенная HTML-версия

42
Раздел 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОТ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ
ГОЛОСОВОГО АППАРАТА
Основной причиной развития профессионального заболевания голосового аппарата
является его систематическое перенапряжение при выполнении профессиональных функ-
ций или при длительной, без отдыха голосовой деятельности, в результате неумелого
пользования фонационным дыханием, модулированием высотой и силой звука, в непра-
вильной артикуляции и др. Особое значение это имеет при работе на иностранном языке,
когда ошибки в технике речи обусловливают резкое напряжение шейной мускулатуры,
недостаточно хорошая дыхательная опора приводит к значительному смещению гортани
вперед, что снижает тонус голосовых складок.
Помимо основного этиологического момента - перенапряжения голосового аппара-
та в любой форме, в развитии профессиональных заболеваний голосового аппарата имеет
значение и специфика условий труда (нервно-эмоциональное напряжение, повышенная
интенсивность окружающего фонового шума, плохая акустика помещений, перепады
температуры окружающей среды, повышенная сухость и запыленность воздуха и т.п.).
Способствуют развитию профессиональных заболеваний гортани несоблюдение
гигиены голоса (курение, алкоголь) и воспалительные заболевания полости носа и глотки.
Существенную роль играет аллергизация организма с развитием повышенной чувстви-
тельности к таким раздражителям, как пыль, осыпь красок с декораций, гримы, а также
утомление и психо-эмоциональное напряжение.
Потенциально опасные профессии:
- педагоги,
- воспитатели детских садов,
- вокалисты,
- чтецы,
- артисты театров,
- дикторы,
- экскурсоводы,
- гиды, переводчики и др.
Распространенность профессиональных заболеваний глотки и гортани среди лиц
голосо-речевых профессий высока и достигает в некоторых профессиональных группах
(учителя, воспитатели) 84 %, причем отмечается четкая стажевая динамика в сторону ро-
ста заболеваемости в группах обследованных при стаже более 10 лет.
Клиника и диагностика профессиональных заболеваний голосового аппарата
Голосообразование осуществляется благодаря координированной деятельности
дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов, взаимодействие которых обес-
печивается и контролируется корой головного мозга. Функциональные дисфонии (функ-
циональные нарушения голоса) возникают при нарушении этой координации на любом
участке и проявляются множеством субъективных симптомов, которые распределяются на
две основные группы:
общеневрологические
и
местные
расстройства.