3
Успехи современной анестезиологии и реаниматологии обусловили прогресс
оперативного и консервативного лечения больных, находящихся в экстремальном
состоянии. То обстоятельство, что врач анестезиолог – реаниматолог, вступая в контакт с
больными, находящимися в угрожающих жизни состояниях, должен оперативно
определять тактику их дальнейшего лечения, ставит вопросы не только о необходимости
профессиональной подготовки, но и формирования специфического мышления,
активного поведенческого стереотипа врачей этой специальности. Анестезиология уже
давно не относится к числу «узких» специальностей, и количество врачей анестезиологов
– реаниматологов находится на четвертом месте после терапевтов, хирургов и акушеров
– гинекологов. Все это определяет особые требования к профессиональной подготовке
молодого специалиста.
Профессиональная подготовка, занимающая 90% учебного времени, включает
теоретическую и клиническую подготовку специалиста. Теоретический курс раскрывает
основные вопросы клинической анестезиологии - реаниматологии и избранные разделы
фундаментальных дисциплин, облегчающих усвоение специализированных знаний и
практических навыков. Традиционные формы обучения - лекции, семинары –
обеспечивают качественное усвоение информации и позволяют осветить наиболее
актуальные проблемы анестезиологии - реаниматологии и вопросы теоретического
обоснования практических навыков и умений. В сочетании с современными средствами
обучения (мультимедийные презентации, компьютерные обучающие программы,
методические пособия для курсантов и т.д.) они обеспечивают высокую теоретическую
подготовку врача анестезиолога - реаниматолога.
Помимо лекций, семинаров, конференций и практических занятий по
специальности
в
теоретическую
подготовку
входят
вопросы
управления
здравоохранением, медицинской деонтологии, страховой медицины, организации труда и
медицинской документации, которые в большей степени освещаются на ежегодном
лекционном декаднике для клинических ординаторов и интернов всех специальностей.
В программе предусмотрено выделение (около 10 %) учебного времени для
элективов, направленных на более углубленную подготовку по специальности, ее
отдельным разделам и смежным дисциплинам, дающих возможность расширения знаний
и умений, необходимых квалифицированному специалисту.
Клиническая часть в обучении занимает 80 % учебного времени. Практический
курс обучения базируется на работе интернов и ординаторов в отделениях реанимации и
операционных лечебно-профилактических учреждений г. Омска и Омской области
(Омская городская многопрофильная больница №1, Городская клиническая Больница