Стр. 31 - 2

Упрощенная HTML-версия

31
нарушения, повышенная отвлекаемость, нарушение поведения, недоста-
точная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, спе-
цифические трудности в обучении. Несмотря на присутствие в термине
определения «минимальная», ММД составляет большую социальную про-
блему т. к. этот синдром встречается от 20 до 25% детей в общей популя-
ции. ММД наблюдается примерно у половины неуспевающих школьников
и является основной причиной трудности в обучении.
В патогенезе ММД церебрально-органического генеза, протекающей
как по дизонтогенетическому, так и энцефалопатическому типу, основное
значение придается нарушению морфофункциональной зрелости структур
ЦНС и, в первую очередь, лобных отделов коры. Среди основных причин,
приводящих к этим нарушениям, называются первично-органический де-
фект относительно быстро развивающихся в ходе пренатального онтогене-
за функциональных систем ствола мозга и, в первую очередь, ретикуляр-
ной формации ствола, связанных с ней подкорковых образований и струк-
тур лимбической системы, нарушение обмена катехоламинов, избиратель-
ную потерю тормозных синапсов, нарушение формирования функцио-
нальной специализации полушарий и т. д.
Имеется очень небольшое количество экспериментальных морфоло-
гических исследований, выполненных на животных. В них показано, что
при моделировании у животных тех вредностей, которые обычно рассмат-
риваются как этиологические факторы возникновения ММД (внутри-
утробная гипоксия, асфиксия при рождении, нейроимунный конфликт
между матерью и плодом и т. д.) в первую очередь, обнаруживают повре-
ждения в стволовых и лимбических системах.
Эти повреждения ведут к угнетению синтеза белков нейронов,
разре-
жению клеточных слоев, к нарушению дифференцировки нейронов
(в препаратах обнаруживается большое количество незрелых нейронов).
Наблюдаются нарушения обмена катехоламинов с развитием характерной
гиперактивности.
У детей с
дизонтогенетическим
типом ММД расстройства выражены
негрубо и проявляются обычно в виде церебрастенических явлений и пси-
хомоторной возбудимости. В неврологическом статусе отмечается легкая
рассеянная микросимптоматика, признаки незрелости, вегетативная не-
устойчивость.
У детей с
энцефалопатическим
типом ММД черты незрелости соче-
таются с признаками повреждения нервной системы. Неврологически,
наряду с признаками незрелости, нередко наблюдаются явления очагового
поражения нервной системы в виде гемисиндрома, экстрапирамидной и ство-
ловой недостаточности.
Неустойчивость психофизического состояния у этих детей сочетается
с достаточными компенсаторными возможностями, большинство из них
в условиях специализированного обучения и адекватной медикаментозной
терапии успешно адаптируется к школьным требованиям, 70% таких детей
после 3-4 лет обучения в спецшколе переводятся в массовую школу. Около
30% детей испытывают стойкие трудности в обучении, что, в основном,