86
6.
Подведение итогов занятия – 10 мин.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1.
В начале занятия преподаватель проводит тестовый контроль студентов по изученной
теме.
2.
После проверки работ преподаватель проводит опрос студентов по следующим вопросам
темы:
общее и местное действие на организм высокой температуры. Общее перегревание
организма и солнечный удар. Причины смерти и сроки ее наступления.
Морфологические признаки действия высокой температуры. Ожоги и ожоговая болезнь.
Повреждения пламенем и горячими жидкостями, раскаленными газами и предметами.
Установление прижизненного действия пламени. Особенности судебно-медицинской
экспертизы обгоревшего трупа. Диагностика непосредственных причин смерти при
пребывании в условиях пожара – отравление окисью углерода, асфиксия в дыму пожара
и др;
общее и местное действие на организм низкой температуры. Особенности организма,
способствующие наступлению смерти от общего переохлаждения тела. Основные
морфологические признаки, обнаруживаемые при исследовании трупа в случаях
переохлаждения организма (пятна Вишневского, признак Пупарева, признак
Фабрикантова и.т.д). Значение биохимических методов исследования при диагностике
смерти от общего переохлаждения организма. Отморожения и их судебно-медицинская
оценка. Оледенение трупа, судебно-медицинское значение;
влияние атмосферного давления на организм человека. Патогенез и
морфологические проявления горной (высотной) болезни, декомпрессионной
(взрывной) болезни и гипербарии (баротравмы легких) и их судебно-медицинская
оценка; причины смерти;
электротравма; механизмы воздействия технического и атмосферного электричества
на организм; танатогенез, морфологические проявления и условия, способствующие
поражению электричеством;
общие сведения о поражающем действии лучистой энергии и вариантах ее
воздействия на человека; судебно-медицинская диагностика повреждений и смерти
вследствие лучевого поражения.
3.
После опроса преподаватель разъясняет студентам об особенностях исследования трупа
при воздействии на него физических факторов. Указывает на важность сведений,
полученных при первичном осмотре места происшествия: поза трупа, место
расположения, наличие источников открытого пламени либо задымленности, наличие
ледяной корки под трупом, несправной электропроводки и.т.д. Преподаватель
зачитывает документы, доставленные с трупом для судебно-медицинского
исследования.
4.
При проведении судебно-медицинского исследования трупа преподаватель проводит
вскрытие с фиксацией внимания студентов на телесных повреждениях, характерных для
воздействия высоких и низких температур. Особое внимание обращается на
морфологические признаки, обнаруживаемые при внутреннем исследовании органов и
систем, характерные для действия физических факторов. В ходе вскрытия преподаватель
объясняет необходимость забора внутренних органов для проведения биохимических,
химических и гистологических методов исследования, показывает порядок забора и