13
3.
Изучение документов по исследованию трупа для показательного вскрытия: постановления,
протокола осмотра места происшествия, амбулаторной либо стационарной карты больного,
и иных документов, поступивших с трупом – 10 минут.
4.
Ознакомление с секционным залом, оснащением и оборудованием судебно-медицинского
морга. Показательное вскрытие, обсуждение результатов вскрытия и оформление
врачебного свидетельства о смерти – 1час 30 минут.
5.
Проведение итогового тестового контроля – 20 мин.
6.
Подведение итогов занятия – 10 минут.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1.
В начале занятия преподаватель проводит тестовый контроль исходного уровня знаний по
теме «Трупные явления».
2.
После проверки тестового контроля, преподаватель разбирает тему по следующим
вопросам:
-
понятие о танатологии как о науке. Причины наступления смерти, патофизиология
смерти, клиническая и биологическая смерть;
-
констатация наступления смерти, медико-правовые аспекты констатации смерти
мозга;
-
понятие «категория смерти», «род смерти», «вид смерти». Компетенция судебно-
медицинского эксперта при установлении рода смерти;
-
ранние трупные явления. Охлаждение и высыхание трупа, ”пергаментные пятна”.
Трупные пятна, механизм образования, время появления, стадии развития, судебно-
медицинское значение трупных пятен. Трупное окоченение, механизм развития,
факторы, влияющие на развитие трупного окоченения, судебно-медицинское
значение. Определение понятия аутолиза, изменения в органах вследствие аутолиза;
-
поздние трупные явления: разрушающие и консервирующие. Гниение трупа –
признаки, последовательность развития, значение факторов внешней среды.
Консервирующие трупные явления: мумификация, жировоск, торфяное дубление.
Повреждение трупа животными и насекомыми;
-
современные возможности судебно-медицинской экспертизы при определении
давности наступления смерти.
3.
Преподаватель знакомит студентов с задачами судебно-медицинского исследования трупа
при насильственной и ненасильственной смерти, порядком проведения судебно-
медицинского исследования трупа и разбирает основные вопросы, разрешаемые при
исследовании трупа. Студенты изучают доставленную документацию для производства
судебно-медицинской экспертизы трупа (исследования).
4.
Показательное вскрытие проводится преподавателем с описанием наружного и внутреннего
исследования. Особый акцент делается на характер ранних и поздних трупных явлений,
степень выраженности, значение их для определения давности наступления смерти.
5.
Внутреннее исследование трупа проводится с вскрытием и изучением полости черепа,
грудной, брюшной полости методами Шора и Абрикосова. Преподаватель в ходе вскрытия
показывает и разъясняет все методические приемы для диагностики непосредственной
причины смерти (пробы на воздушную эмболию, тромбоэмболию, вскрытие придаточных
полостей черепа и т.д.), основные патоморфологические изменения в органах и тканях,
обнаруживаемые в ходе вскрытия.
6.
После вскрытия в виде опроса студентов преподаватель проводит обсуждение итогов
вскрытия для решения вопроса о непосредственной и основной причинах смерти.