Приложение 51
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
(Кирдяшкина Т.А. Методы исследования внимания. Челябинск 1999 г. Извлечения.)
Корректурная проба
Корректурная проба используется для выявления устойчивости внимания
и способности к его концентрации. Обследование проводится при помощи
специальных бланков, на которых приведен ряд букв (или цифр), располо-
женных в случайном порядке. Обследуемый просматривает ряд и вычеркива-
ет определенные указанные в инструкции буквы (или цифры). О достаточной
устойчивости и концентрации внимания свидетельствуют показатели: время
затраченное на выполнение заданий и количество ошибок.
Устойчивость концентрации внимания. На всю работу отводится 5 мин. В те-
чение этого времени нужно просмотреть как можно больше строчек, не до-
пуская ошибок (пропуск букв, пропуск строки, неверно зачеркнутая буква).
Обработка и оценка материалов испытания:
Выявленные ошибки фиксиру-
ются на поле корректурной таблицы рядом с той строкой, в которой они бы-
ли допущены. Подсчитывается количество ошибок, допущенных испытуе-
мым.
Устанавливаются показатель производительности работы (по количе-
ству просмотренных испытуемым строк и показатель правильности выпол-
нения работы (по количеству допущенных ошибок). Пропуск строки учиты-
вается так: находится среднее арифметическое число ошибок, приходящееся
на одну строку и прибавляется к общему количеству допущенных ошибок.
Показатель устойчивости концентрации внимания устанавливается по
следующей формуле:
К= S
2
/М ,
где К – показатель устойчивости концентрации внимания, S – количе-
ство просмотренных строк, М – общее количество ошибок.
Полученные в испытании показатели (первичные оценки – К) выпол-
нения работы по корректурной пробе сопоставляются с 4-балльной шкалой
оценок (Q). В результате этого определяется стандартизированная оценка
уровня проявления устойчивости внимания в процессе диагностического ис-
пытания.
В шкале оценок устойчивости внимания каждой отдельной оценке Q
соответствует определенный диапазон числовых значений показателя К (пер-
вичной оценки), который вычислялся указанным выше способом.
По уровням проявления устойчивости концентрации внимания испыту-
емых можно распределить на четыре, а при необходимости и на двенадцать
групп (табл. 1).