71
извлечь урок из случившегося.
Продолжая идейную традицию провиденциализма
русских
книжников более раннего периода, Серапион Владимирский рассматривал нашествие как
наказание, наложенное Богом за грехи, проявление «ярости Его».
Не менее опасным было противостояние с западноевропейским католическим миром.
Борьба с «немцами», под которыми в Древней Руси понимали как собственно немецких рыцарей,
так и представителей других германоязычных народов (шведов, норвежцев, датчан и др.), является
одной из ведущих тем
«Жития Александра Невского
», составленного
в конце XIII в
.
Самостоятельное значение имеет
«Слово о погибели Русской земли
» – небольшое произведение,
которое древнерусские книжники, как правило, вставляли в качестве предисловия к этому житию.
Прошло более сотни лет и эпоха поражений сменилась эпохой первых побед.
Откликом на Куликовскую битву стала
«Задонщина
» – поэтическое произведение, созданное
рязанским боярином
Софонием
. Как образец стиля Софоний использовал «Слово о полку
Игореве». В текстах обоих произведений можно найти множество параллелей. Однако идейное
наполнение «Задонщины» совершенно иное. Если неизвестный автор «Слова» относится к герою
своего повествования князю Игорю отрицательно, то Софоний поет славу великому князю
Дмитрию Ивановичу, его двоюродному брату князю Владимиру Андреевичу и «могучему городу
Москве». «Задонщина» проникнута
гордостью за Русскую землю, сумевшую объединиться,
отбросить распри перед лицом врага и победить
.
Несколько в ином ключе передает те же события
«Сказание о Мамаевом побоище
».
Оно, по видимому, было написано уже спустя довольно-таки большой срок после битвы. Автор его
неизвестен. В «Сказании» меньше поэтических метафор, но слог, тем не менее, весьма
эмоционален и экспрессивен (особенно в изображении батальных сцен), изложение событий
подробное и обстоятельное. Много в «Сказании» сведений легендарного характера и сознательно
допущенных искажений (например, митрополит Киприан, который был во враждебных
отношениях с Дмитрием и отсутствовал в Москве, согласно «Сказанию» благословляет князя на
битву). Однако даже неточности в тексте «Сказания» служат исполнению общего замысла. Все
подчинено двум главным идеям: идее патриотической,
о необходимости борьбы против монголо-
татарского ига
, и идее политической,
о том, что центром этой борьбы является Москва, и
князья московские возглавляют эту борьбу
.
Со II четверти XIV века
зарождается московское летописание
. Московская летопись
быстро превращается в летопись общерусскую
. В конце XIV в.
был составлен
«Летописец
Великий Русский
», а в 1408 г. по инициативе митрополита Киприана –
Троицкая летопись
,
ставшая основой последующего московского летописания. С самого начала московское
летописание было тесно связано с процессами объединения русских земель вокруг Москвы,
выполняло функцию идеологического обеспечения этих процессов. В нем нашли яркое выражение
идеи политической консолидации. Летописцы стремились показать роль Москвы как общерусского
центра, собирательницы Руси. Те же идеи нашли отражение в
«Сказании о князьях
Владимирских
», составленном
в конце XV в.
«Сказание» повествовало
о судьбе царских регалий
(венца, барм и пр.), якобы преподнесенных византийским императором Константином Мономахом
русскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху и
унаследованных московскими князьями,
которые тем самым трактовались как преемники византийских царей и великих князей
киевских
. В «Сказании» содержалась вымышленная генеалогия московских князей, род которых
возводился к «Августу-кесарю» – римскому императору Октавиану Августу.
Чрезвычайно велика
была в духовной жизни русского общества
роль церкви
.
Огромное значение для культурного и общественного развития имела деятельность подвижника и
реформатора
Сергия Радонежского
(1321 - 1391) самого почитаемого русского святого. Им был
основан Троицкий монастырь (будущая Троице-Сергиева Лавра), воплотивший в себе новые
принципы монастырской жизни. На смену келиотским монастырям, в которых монахи жили «на
особицу», сохраняя при себе все свое мирское имущество и ведя подчас совсем не подобающий
инокам образ жизни, пришли монастыри общежитийные, в которых монахи не имели личного
хозяйства, жили трудом и пользовались все в равной степени только тем, что давал монастырь.