55
Соблюдение траура от недели до года и более и проведение поминок – воспоминаний об умершем,
которые как бы воплощали его и делали участником поминального обряда.
В народе
поминки
отмечали в день похорон, на третий и шестой дни после смерти –
редко, девятый и двенадцатый – не всегда, сороковой – обязательно, полугодовину и годовину.
Церковь рекомендует
поминать трижды в соответствии с верованием о путешествии души на тот
свет: в
третий
день ангел приводит душу на первый поклон Господу. Затем ей показывают райские
блаженства. На
девятый день
– второе поклонение Богу. Потом в течение тридцати дней душа
смотрит на адские мучения и на
сороковой день
в третий раз поклоняется Всевышнему. Тогда и
решается ее дальнейшая участь, но не окончательно, а лишь до наступления всеобщего Страшного
суда. Обязательны так же ежегодные поминки.
В народе
троекратное поминовение связывали с
изменением тела покойника в гробу:
в третий день
меняется его образ, в
девятый
распадается
тело, в
сороковой
истлевает сердце. По народному поверью,
на сороковой день
душа является в дом
на целые сутки и уходит лишь после «отпуска» ее или «проводин». Если «проводины» не устроить,
то покойник будет мучиться.
В восприятии умершего как источника нечистой, смертельной силы проявлялась другая
сторона отношения к нему. С этим связаны многочисленные
очистительные обряды
, сохранившие
черты языческой предохранительной магии:
сразу же после смерти закрывать двери, окна, а позднее и зеркала (магический путь проникновения
из иного мира, зазеркалья), чтобы злые чары не вошли в дом;
омовение тела на соломе у порога избы, против трубы. На атрибуты омовения – горшок, воду, мыло,
гребень – переносилась мертвящая сила, поэтому от них старались скорее избавиться, иначе
покойник будет являться живым;
изготовление для погребения не настоящей одежды, а шитой на руках, обязательно держа иголку от
себя вперед, иначе покойник опять придет за кем-нибудь; замена обуви на матерчатую, обвязка
онучей иначе, чем у живых;
запрет выносить сор из избы; если мести пол, то направлять мусор только в сторону покойника,
чтобы другие не умерли;
вынос тела из дома ногами вперед через дверь или окно, чтобы умерший не вернулся по своему
следу, «заблудился»;
перенос гроба в рукавицах, на полотенцах, на жердях или носилках – представления о нечистоте и
опасности мертвеца;
«замещение места» покойного: на мебель, на которой стоял гроб, сразу после его выноса садились, а
потом эту мебель на некоторое время переворачивали кверху ножками – препятствие возвращению
мертвеца;
ношение родственниками траурной одежды, т.е. изменение обычного вида с целью предупреждения
возвращения умершего.
В отличие от языческого,
в православном
погребальном обряде
выражалась горечь
утраты, но
не было ощущения трагедии
случившегося. Он скорее несет радость от надежды на то,
что душа умершего благочестивого человека попадет в рай и будет молиться там за оставшихся на
земле. Назначение обряда – облегчить душе путь в Царство Небесное, отогнать от него «нечистую
силу», замолить его грехи перед Богом. Этому служло отпущение грехов у одра умирающего,
многочисленные молитвы и чтение Псалтири у гроба и после погребения, окропление гроба святой
водой, обряжение покойника саваном (белым покровом) и венчиком, вложение в его руки иконы
Спасителя или Распятия, пение панихид (молитв об упокоении души), каждение (окуривание
благовониями), отпевание в храме и т.д.
Всем обрядовым действиям придавался
определенный смысл
. Например, вокруг гроба
принято ставить 4 подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам
гроба – в совокупности они изображали крест и символизировали переход усопшего в Царство
истинного света. Перед погребением на умершего возливали елей (оливковое масло) в знак того, что
человек уже окончил свой священный земной путь, старался жить по образу и заповедям Христа.
Затем на тело посыпали пепел из кадильницы как символ того, что смерть христианина, подобная