Стр. 53 - 2

Упрощенная HTML-версия

53
разувание мужа, целование ног.
Еще одна форма –
договорный брак
, который заключался по воле родителей или
взаимному уговору молодых. Его отголоски:
обрядовое спрашивание жениха и невесты их родителями или сватами о согласии на вступление в
брак;
спрашивание сватом у невесты позволения ввести жениха в избу;
осмотр дома жениха родителями невесты («смотреть колушки»);
нахождение у порога родни жениха во время сговора и прислуживание родственникам невесты;
высказывание родителями молодой намерения взять ее обратно в случае дурной жизни в доме мужа;
дарение невестой сорочки жениху.
Нам известны языческие представления о браке неба и земли: солнечные лучи и дождь
оплодотворяют землю, которая дает плоды. Славяне верили и в супружеские отношения месяца и
солнца. Месяц сначала являлся мужским началом, а затем, с развитием земледелия, уступил
первенство солнцу, перейдя на женскую роль. Распространено также верование в бракосочетание
месяца и вечерней звезды.
Небесный брак стал освещающим первообразом брака земного
, о чем
свидетельствуют следующие черты:
светоносные и громоносные свойства молодых освещающих двор и дом своим появлением;
расположение к красному цвету;
влияние новобрачной на растительность и размножение скота (доение коровы);
полный свадебный обряд только для невинной девушки (солнце только раз в году празднует
бракосочетание с месяцем или землей);
исключительное уважение к невесте (сближение ее с солнцем, теперь она содействует
благосостоянию);
воздержание молодых от пищи во время праздничной трапезы (они мистические существа);
сохранение брачной одежды и ее целебное значение.
В свадебных обрядах многократно повторялась
небесная символика
:
кольцо, венок – символы солнца, брачного союза;
фата (покрывало) – весенний облачный покров, облегающий землю и посылающий дождь, символ
плодородия, замужества;
костер – очищающее средство и предохраняющее от колдовства;
стрела, плеть – солнечный луч, оплодотворяющий землю, символ любви и плодородия;
палка – солнечный луч или Древо жизни;
свадебное вильце – большая ветвь, сосновая или фруктовая (яблони, груши, вишни, черемухи),
украшенная калиной, овсом, цветами, лентами, зажженными свечами, установленная в хлебе и
помещенная на конце стола напротив красного угла, своеобразное Древо жизни – воплощение мифа
о Мировом дереве и сидящем на его вершине солнце;
колокольчик – символ грома, оберег от чародейства;
окропление молодых водой, осыпание зерном и орехами, помазывание голов маслом, смачивание
гребня медом или вином – знаки падающей с небес благотворной влаги (дождь на свадьбу – к
богатству, счастью);
стол – небесное пространство, обход стола молодыми напоминало круговращательное движение
небесных светил, разложенные на столе хлеба различной величины воспринимались как небесное
пространство с одним главным и несколькими второстепенными светилами (остаток этой языческой
традиции можно увидеть в обхождении аналоя со свечами в руках во время венчания);
пояс – предмет посвящения и жертвоприношения, оберег от колдовства, символ радуги;
полотенце – знак радуги, символ счастья и плодородия;
называние жениха князем, а невесты княгинею – соответственные названия солнца и месяца.
Следует отметить значение некоторых других обрядовых действий и предметов. Так,
застилание дома невесты сеном или соломой выражало желание наделить богатством, чтобы