46
грязное рубище, на голову привязывали кудели шерсти, лица чернили сажей, на шею привязывали
коровьи колокольчики. Всё это являлось атрибутами «антимира», мира Хаоса. Так, цыгане, с точки
зрения русского крестьянина, – чужаки, живущие по неправильным законам: не пашут, кочуют,
воруют. Всадник мог символизировать Громовержца, медведь – ипостась его противника Велеса,
козёл – также один из атрибутов Громовержца.
Чаще всего образ козы связывался с магией плодородия: «Где коза ходит, там жито
родит», – утверждает обрядовая песня. Но иногда значение её как бы раздваивается: умирающая коза
– воплощение замирающей зимой природы, а воскресшая коза – природа, пробуждающаяся к новой
жизни. Видимо, к более позднему времени относится ассоциация козы с чертями, которые чаще
всего появляются в её образе.
Туда, где имитируется зло, настоящее зло не придёт.
Таким
образом, обрядовое хождение с козой должно было обеспечить хороший урожай и предохранить от
всякой нечисти.
Медведь мог выступать и в роли зверя богини весны Лады. В связи с чем непременная
маска этого персонажа на масленичном карнавале олицетворяла наступление весны - время
пробуждения от зимней спячки. Тему весны дополнял образ коня, принимавший участие в движении
солнца. Маска быка – отражение культа ярой жизненной силы. Присутствие образа курицы связано с
тем, что она наделялась магической силой плодородия. “Божьей птицей” называли журавля –
вестника пробуждения природы.
В целом ряжение имело глубокий знаковый смысл. Переодетые –
агенты
«антимира», ставили себя вне принятых правил поведения
, демонстрировали «антиповедение»,
хулиганили, глумились над всеми,
пока от них не откупались и не выгоняли, как и положено
поступать с нечистью
: это служило магической
защитой от возможных реальных нашествий
.
«Антимир», замечает А.Юдин, освящён языческой святостью, которая связана со смертью и
возрождением, ростом, плодородием. Это нисхождение, за которым следует восхождение,
прирастание блага
26
.
Идея «антимира» присутствовала во многих обрядах
. Так, в предпасхальный
«чистый четверг» мужики для оберегания полей и огородов от кротов верхом на кочерге
(антилошади) трижды объезжали их со специальными приговорами, очерчивая магический круг –
защиту от подземных сил. А девушки в этот же день для охраны скота объезжали дом с постройками,
сидя на помеле, распустив волосы и в одной рубашке, имитируя таким образом принадлежность к
антимиру.
От визитов ходячих покойников и нечистой силы охраняла перевёрнутая посуда,
которая в данной ситуации лишалась своего обычного значения и наделялась антизначением. Из
антиматериала (противопоставленного обычным хозяйственным материалам, например, дереву, из
которого вырезали идолов) – соломы, лыка – делали ритуальные чучела. С антиповедением связаны
ритуальные шум, смех и сквернословие как обереги от нечистой силы, а брань, к тому же, была
проявлением сексуальной магии.
Мы видим, что для перечисленных обрядов характерно выворачивание наизнанку
обычного мира, замена полюсов бинарных оппозиций модели мира: верхнее менялось с нижним
(например, обыгрывание половой сферы в непристойных выражениях и действиях), мужское с
женским, умное с глупым, одежда с наготой или лохмотьями и т.д. В целом, «серьёзный», свой,
упорядоченный мир менялся на «смеховой», чужой, хаотический.
Имитация «антимира», а затем
разрушение его означало преодоление Хаоса и восстановление порядка.
Многие обряды, особенно зимнего цикла, связаны с
идеей плодородия
. Так, на
Масленицу и святки катались с гор, на Масленицу и Пасху качались на качелях. Магический смысл
26
Юдин А.В. Указ соч. С. 259.