Стр. 27 - 2

Упрощенная HTML-версия

27
заблудиться, страх перед дремучим лесом, у которого люди отвоевывали землю под пашню;
духи
водной стихии
: водяной, русалки, моряны – олицетворяли угрозу утонуть;
полевые духи
полудница (олицетворение опасности солнечного удара), полевик, межевчик, луговик, крылатая
собака Семаргл (олицетворение опасности гибели или порчи урожая). Все эти духи были добрыми
хранителями человека, благополучия разных мест и видов природы. Берегини
заботились о
человеке и дома
: домовой, кутный бог, дрема (дух сна), баюнок (сказочник), лень, банник (дух бани),
кикимора (дух неспокойных снов) и другие. Позднее одни из них приобрели собственные имена
(Дид, Баба - как прародители, пращуры), а другие - нарицательные (русалки, лешие и др.). К добрым
духам относились вышеупомянутые Чур или Щур (божество границ, защитник права
собственности) и Чурка. Древнейшими видами берегинь были
химеры
(мифические полуживотные-
полулюди): Полкан – полуконь, Конек-горбунок, Сивка-бурка; птицы с женским лицом:
сладкозвучная Сирин, возрождающаяся из пепла птица Феникс, мать всем птицам Стратим, Жар-
птица, девушки-лебедушки и т.д. Берегинями признавались и
души добрых людей
, которые, по
представлениям славян, переносились тихими и теплыми ветрами. Поэтому считалось, что южный
ветер приносит здоровье.
В дальнейшем большинство берегинь утратило свое первоначальное значение. Это было
связано с принятием христианства и борьбой с языческим прошлым. Так, например, древнейшая
берегиня Баба Яга (ящур – пращур – Яшка – Яга) изначально была заботливой хранительницей рода,
традиций и дома, а потом превратилась в страшного, злобного демона.
Упыpи или вампиpы
, исчадия и олицетвоpения зла. Вампиpы – исходная фоpма
Япиpь
сосyщие человеческyю кpовь, поедающие меpтвецов, довольно хоpошо пpедставлены в славянском
фольклоpе
9
. Слово «вампиp» известно во многих индоевpопейских языках. Hеpедко ставится знак
pавенства междy вампиpами и волкодлаками (вypдалаками), т. е. обоpотнями, пpинимающими облик
волков. Едва ли можно отождествлять полностью эти pазpяды славянских демонов. С волкодлаками
связано пpедставление о сyществах, пожиpающих солнце и лyнy: «егда yбо погибнеть лyна или
слнце - глаголють: влъкодлаци лyнy изедоша или слнце». Слово «влъкодлак» в пеpвой своей части –
«волк», а втоpая часть слова объясняется как звеpиная шкypа (ц.-сл. «длака»).
К злым духам также относились
навьи
– неприкаянные души умерших на чужбине, не
погребенных по обычаям предков, нечистых покойников.
Нечистыми
называли души умерших
неестественной смертью: убитых, самоубийц, утопленников, опойцев (умерших от пьянства), ведьм
и колдунов.
«
Трясца
», «
огнея
», «
ламея
», «
желтея
», «
хрипуша
» и другие злые духи вызывали
болезни, действуя через воздух. Особенно опасным признавалось сильное движение воздуха –
буйные и холодные ветры – это души злых и грешных людей, которые могут нанести живым порчу.
Упырей боялись, старались обезвредить их с помощью заклинаний и амулетов-
оберегов, умилостивить жертвоприношениями. Так, чтобы не дать мертвецу встать из могилы и
вредить живым, труп пробивали осиновым колом, вбивали зуб от бороны позади ушей. А для
предотвращения засухи, которую насылали нечистые покойники, заливали могилу водой или
выкапывали из нее труп и бросали его в болото.
Второй этап
в развитии славянского язычества характеризуется появлением
персонифицированных богов, наделённых определёнными функциями, как правило, связанными с
плодородием, воспроизводством в природе. Важнейшее значение на этом этапе имело поклонению
Роду
и
рожаницам
, а также формирование семейно-родового культа предков и общинных аграрных
культов.
Первыми божествами предков славян в эпоху мезолита и неолита были, видимо,
матриархальные божества охотничьего общества – две
Рожаницы
, две хозяйки мира, которых
сначала представляли в виде двух лосих, а позднее отождествляли с созвездиями Большой и Малой
Медведицы. Охотничьи богини, рождавшие на небе «оленьцов малых», трансформировались у
9 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства с остатками язычества в дpевней Рyси. Т. I. Хаpьков, 1916. С. 68 - 71.