26
И да будет так, пока солнце светит!
8
Рассмотренный комплект предполагал длительное воздействие, благодаря включению
в него элементов мироздания (небосвод). Но обычно обереги состояли из отдельных предметов, не
выражали развернутых представлений о мире и служили для предохранения от конкретного зла
именно в данный момент.
В целом, у славян-язычников имелась довольно развитая, хорошо продуманная система
постоянной защиты от повсеместно разлитого в природе злого начала.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫЧЕСТВА У СЛАВЯН
В развитии язычества славян можно выделить несколько этапов, накладывавшихся один
на другой. Для
первого этапа
характерно одухотворение и обожествление природы и вера в добрых
и злых духов – берегинь и упырей. Особо почитались
три великие стихии
: огонь, вода и земля.
Священным небесным
огнем
признавалась молния, а поражение ею – наказанием
свыше. Великую очистительную силу имел вытертый из дерева «живой огонь», который
использовали в борьбе с массовыми болезнями людей и домашних животных, а также для
разжигания ритуальных костров во время общинных празднеств.
Водную стихию
обоготворяли как порождающее начало жизни, оплодотворяющее
землю. Родники – «прощи» - почитались как хранители и раздаватели таинственных целебных сил,
дающие прощение и отпущение болезней.
Земля
почиталась как всеобщий источник жизни, называлась почтительно «мать – сыра
земля» и являлась воплощением святой чистоты. Земле приносили жертвы, ею клялись, перед ней
каялись в грехах. Она кормила, хранила от бед и напастей живых и принимала в свое материнское
лоно мертвых, за исключением нечистых покойников, кости которых или гробы выбрасывала вон.
Обладавшие чарами земля, вода и огонь играли существенную роль в гаданиях.
Славяне также чтили освященные пущи и рощи (жилища богов), старые большие
деревья и деревья с дуплами и со стволами причудливой формы, огромные камни и горы, камни с
отпечатками человеческой ступни и т.п. Им поклонялись и приносили жертвы.
Наряду с этим, вся природа, по представлениям древних славян, была населена духами.
По принципу отношения к человеку они делились на добрых и злых:
берегинь
и
упырей
. Это
древние, архаичные наименования олицетворений двух противоположных начал – доброго и злого,
оберегающего человека и враждебного человеку. Злых упырей нужно было отгонять и задабривать
жертвами, добрым берегиням тоже нужно «класть требы», и не только в качестве благодарности, но
и для того, чтобы они проявили активно свою доброжелательность к человеку. Неслучайно
наименование добрых и злых духов имеет множественное число. Дело в том, что и те, и дpyгие
первоначально не были пеpсонифициpованы.
Давно замечена связь слова «
беpегиня
» с двyмя pазличными понятиями:
беpегом
водного пpостpанства и с глаголом
обеpегать
. Для пеpвобытного pыболова эпохи мезолита и
неолита было совеpшенно естественно соединить понятие о беpеге, о твеpдой надежной земле с
понятием обеpегания, охpаны от нежелательного. В совpеменных pyсских диалектах слово
«беpегиня» yцелело только на Севеpе, где дольше всего сохpанялся аpхаичный охотничье-
pыболовческий быт. В какой-то связи с беpегинями, веpоятно, стоит и «беpеза» – священное деpево
славян, обязательная пpинадлежность летних молений о дожде (в языческие вpемена - 4 июня, а в
хpистианские - семик и Тpоицын день).
Со временем представления о духах были конкретизированы. Так, добрые
духи леса
:
леший, лешук, пущевик, бесы, черти, лихо одноглазое, чудо-юдо, Морозко – олицетворяли опасность
8
См.Рыбаков Б.А. Указ.соч.- С. 540-547.