Стр. 219 - 2

Упрощенная HTML-версия

219
геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру
Мавзолея Ленина
,
построенного в 1930 г. по проекту
А. В. Щусева
. Мавзолей по-своему замечателен. Архитектору
удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет
собой скромное, небольшое по размерам, очень лаконичное строение, прекрасно вписывающееся в
ансамбль Красной площади.
К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться
неоклассикой
. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими
капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто
граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют
«сталинским ампиром»
, хотя с
настоящим ампиром, для которого характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и
сдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с античным наследием.
Великолепие сталинской неоклассики призвано было
выразить силу и мощь тоталитарного
государства.
После войны главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной.
Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом
отношении продолжает господствовать неоклассика − «сталинский ампир». В Москве возводятся
знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры
переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание
Московского университета на Воробьевых горах.
Быстро развивается в годы сталинского тоталитаризма кинематограф. Увеличивается
количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938
г. на экраны выходит фильм
С. М. Эйзенштейна «Александр Невский»
с
Н. К. Черкасовым
в
главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на
революционную тематику:
«Ленин в Октябре»
(реж.
М. И. Ромм
), «
Человек с ружьем»
(реж.
С. И.
Юткевич
); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме
«Юность Максима»
,
«Возвращение Максима»
,
«Выборгская сторона»
(реж.
Г. М. Козинцев
); комедии:
«Веселые
ребята»
,
«Волга-Волга»
(реж.
С. А. Герасимов
), «
Свинарка и пастух»
(реж.
И. А. Пырьев
).
Огромной популярностью пользовался фильм братьев (в действительности же только
однофамильцев, «братья» - своеобразный псевдоним)
Г. Н.
и
С. Д. Васильевых
«Чапаев»
(1934 г.).
Великая Отечественная война способствовала дальнейшему развитию военно-
патриотической тематики. В этот период выходят на экран фильмы «
Секретарь райкома»
реж.
И. А.
Пырьев
,
«Нашествие»
реж.
А. М. Роом
, «
Два бойца»
реж.
Л. Д. Луков
и др. Историческое кино
было представлено первой серией фильма
«Иван Грозный»
(реж.
С. М. Эйзенштейн
), вышедшей на
экраны в 1945 г.
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ»
Шестидесятые
годы хрущёвской оттепели
, годы неоправдавшихся надежд.
Казалось, если глава государства осудил культ личности, то тоталитарная система будет полностью
сломлена, открыв дорогу подлинной демократизации и свободе творчества. Но Хрущёв прочитал
свой знаменитый доклад на закрытом заседании XX съезда, а текст был опубликован только спустя
33 года! «Оттепель» характеризовалась отдельными полумерами, полушагами в сторону
демократизации, оставлявшими страну на распутье. Но, как показали двадцатые годы, абсолютно
противоречивые начала не уживаются на одной почве: рано или поздно одно должно поглотить
другое. Что и случилось в семидесятые, когда ударили брежневские «заморозки».
Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г.
ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом
демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако,
половинчатый характер. Не имея политической воли довести начатое до конца, инициатор этого