218
Трифоновича Твардовского
(1910-1971), простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были
положены на музыку и стали песнями, например,
«Землянка» А. А. Суркова
. В прозе создавались
произведения, посвященные войне (
К. М. Симонов «Дни и ночи»
,
А. А. Фадеев «Молодая гвардия
.
После войны ведущей темой для литераторов была прошедшая война, однако в
официальной литературе раскрывалась она в то время довольно однообразно. Это не означает,
конечно, что ничего хорошего не было написано. Среди советских писателей следует отметить
литературный талант
Бориса Николаевича Полевого
(Кампов) (1908-1981). В 1946 г. им была
создана
«Повесть о настоящем человеке»
, в основу которой были положены реальные события:
подвиг Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева, который был ранен, лишился ног, но
продолжал летать. В чертах главного персонажа произведения летчика М
е
ресьева нашел выражение
образ советского положительного героя. Эта повесть - одно из лучших произведений
«воспитывающей» литературы соцреализма, традиции которой были заложены Н. Островским в
романе «Как закалялась сталь». О Великой Отечественной войне и о послевоенном мире писал
Э. Г.
Казакевич
(
«Двое в степи»
1948 г.,
«Весна на Одере»
1949 г.). Историю трех поколений рабочей
династии изобразил в своем романе
«Журбины»
(1952 г.)
В. А. Кочетов
.
В изобразительном искусстве классикой соцреализма в стали работы
Б. В. Иогансона
. В
1933 г. была написана картина
«Допрос коммунистов»
. В отличии от появившихся в то время в
изобилии «картин», изображающих и прославляющих Вождя или нарочито оптимистических
полотен вроде «Колхозного праздника» С. В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой
художественной силой - несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось
передать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений. Кисти Иогансона
принадлежат также большие картины
«На старом уральском заводе»
и
«Выступление В. И.
Ленина на 3-м съезде комсомола»
. В 30-е года продолжают работать
К. С. Петров-Водкин
,
П. П.
Кончаловский
,
А. А. Дейнека
, серию прекрасных портретов современников создает
М. В. Нестеров
,
пейзажи Армении нашли поэтическое воплощение в живописи
М. С. Сарьяна
. Интересно творчество
ученика М. В. Нестерова
П. Д. Корина
. В 1925 г. Кориным была задумана большая картина, которая
должна был изображать крестный ход во время похорон. Художником было сделано огромное
количество подготовительных этюдов: пейзажи, множество портретов представителей православной
Руси, от нищих до церковных иерархов. Название картины предложил М. Горький –
«Русь
уходящая»
. Однако после смерти великого писателя, оказывавшего художнику покровительство,
работу пришлось прекратить. Наиболее известной работой П. Д. Корина стал триптих
«Александр
Невский»
(1942 г.).
В тяжёлые для страны 40-е годы особенно востребованным становиться жанр плаката. В
самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат
И. М. Тоидзе
«Родина-мать зовет!»
. Много работали в жанре плаката
Кукрыниксы
(М. В. Куприянов, П. Н.
Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именуются
«Окна
ТАСС»
. Военная тема нашла выражение в станковых произведениях
А. А. Дейнеки «Оборона
Севастополя»
(1942 г.),
А. А. Пластова «Фашист пролетел»
(1942 г.),
С. В. Герасимова «Мать
партизана»
(1943 г.). В послевоенные годы тема Великой Отечественной войны остаётся ведущей в
искусстве. Она нашла отражение в картинах
Ю. М. Непринцева «Отдых после боя»
(«Василий
Теркин» 1951 г.),
А. И. Лактионова «Письмо с фронта
»(1947 г.). Особенностью названных картин
является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами.
Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма
стала картина украинской художницы
Т. Н. Яблонской «Хлеб»
(1949 г.). Большое распространение
имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой
известностью в советское время пользовалась картина
Ф. П. Решетникова «Опять двойка»
(1952
г.).
Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция
«Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной
(1889-1953). Скульптурная группа была
изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.
В архитектуре начала 30-х гг. ведущим продолжает оставаться
конструктивизм
,
широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых