210
подвергалось бессмысленному варварскому истреблению (например, крестьяне сожгли усадьбу А. А.
Блока Шахматово вместе с прекрасной библиотекой). Были приняты декреты об охране библиотек,
музеев, художественных галерей, дворцов и усадеб. Но в условиях гражданской войны и
повсеместной разрухи многое было утрачено.
Для развития искусства именно двадцатые стали самым многообещающим
временем
советского периода, когда
ещё были возможны диалог культур и инакомыслие, когда
ещё можно было выбирать тот или иной вариант будущего страны.
Во многом культурные
достижения двадцатых были связаны и с благотворным влиянием серебряного века. Многие деятели
серебряного века остались в стране Советов и продолжали свой творческий путь в различных
областях культуры. В двадцатые сохранилось характерное для серебряного века многообразие
литературных группировок, художественных объединений, разнообразие стилевых и жанровых
направлений в искусстве. Специфика
двадцатых годов
состояла в необычной для последующих
этапов свободе творчества.
Литературный процесс первых лет советской власти отличается большой сложностью и
многогранностью.
Лидирующей сферой развития литературы в 20-е гг. несомненно, являлась
поэзия.
По форме литературная жизнь во многом осталась прежней. Как в начале века тон ей
задавали литературные кружки, многие из которых пережили кровавое лихолетье и продолжали
действовать в 20-е гг.: символисты, футуристы, акмеисты и пр. Возникают новые кружки и
объединения. Однако соперничество между ними теперь выходит за пределы художественной сферы
и часто приобретает политическую окраску. Наибольшее значение для развития литературы имели
объединения РАПП, «Перевал», «Серапионовы братья» и ЛЕФ.
РАПП −
Российская ассоциация пролетарских писателей, оформилась на I Всесоюзной
конференции пролетарских писателей в 1925 г. Из наиболее известных писателей в её состав
входили А. Фадеев и Д. Фурманов. Предшественником РАПП был
«Пролеткульт»
- одна из самых
массовых организаций, основанная в 1917 г. По мнению идеологов «Пролеткульта» и РАПП,
всякое
произведение искусства имеет классовый характер
. Для нового пролетарского общества не нужна
литература прошлых эпох, т. к. она была создана не пролетариатом и, следовательно, отражает
чуждые ему классовые интересы. На «свалку истории» представители РАПП предлагали выбросить
Пушкина, Толстого, Чайковского. По их мнению, необходимо было создать новую, всецело
пролетарскую культуру. В стремлении к созданию новой культуры они доходили до крайнего
экстремизма. Они третировали как «классовых врагов» практически всех писателей, не входивших в
их организацию. Среди авторов, которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев, были не
только А. Ахматова, З. Гиппиус и И. Бунин, но даже такие признанные «певцы революции», как М.
Горький и В. Маяковский.
Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа
«Перевал» −
Всесоюзное
объединение рабоче-крестьянских писателей, идейным лидером которой был литературный критик
А. К. Воронский
, основатель первого советского «толстого» (т. е. литературного) журнала «Красная
новь». Членами «Перевала» были М. Пришвин и В. Катаев. «Переваловцы»
отстаивали идею
внеклассового, общечеловеческого значения искусства как средства понимания мира.
Для них
новая советская культура не могла состояться без восприятия культурного наследия. В итоге
противоборство между двумя идейными течениями закончилось разгромом «Перевала». Воронскому
пришлось оставить литературную критику и уйти из редакции организованного им журнала. На
дискуссии в Комакадемии группа была обвинена в «буржуазном либерализме».
Одним из самых интересных литературных объединений 20-х гг. является группа
«Серапионовы братья»
, созданная в 1921 г. в петроградском Доме искусств. В группу входили
такие известные писатели, как Вс. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и др. По своим идейным позициям
«Серапионовы братья
»
были близки «Перевалу». Для них характерно
неприятие примитивизма и
узкоклассового подхода в литературе,
утверждение гуманистической ценности искусства.
ЛЕФ
− левый фронт искусств. Позиции членов этой организации, в состав которой
входили В. Маяковский, Н. Асеев, С. Эйзенштейн, весьма противоречивы.
Сочетая футуризм с
новаторством в духе пролеткульта, они выступали с весьма фантастической идеей создания
некого «производственного» искусства, которое должно было выполнять в обществе