Стр. 181 - 2

Упрощенная HTML-версия

181
с половиной на пять с половиной метров! Вопреки академическим правилам он расположил Христа
— смысловой центр картины — в глубине композиции.
Художник много работал над отдельными образами, писал их иногда с нескольких
моделей. Так, например, в лице Иоанна Крестителя соединены черты юноши и женщины. Создавая
образ Иисуса Христа, он набрасывал рядом с лицами живых натурщиков и натурщиц головы
античных статуй.
Не менее подробно разрабатывал Иванов в этюдах мотивы природы, многие из них даже
стали законченными пейзажами. В «Явлении Христа народу» изображены земля и вода, долина и
горы, зелень, небеса и солнечный свет. Но это не реальный пейзаж, в поисках которого Иванов
вначале хотел отправиться в Палестину, а
образ целого мира
, сложенный, подобно мозаике, из
разных впечатлений художника об итальянской природе.
В своём произведении Иванов соединил некоторых героев в пары. Сопоставлены юный
апостол Иоанн (он стоит позади Иоанна Крестителя в красном плаще) и рыжеволосый обнажённый
юноша (в центре картины): оба они устремлены к Иисусу. Выходящие из воды старик и юноша (в
левом нижнем углу полотна), наоборот, противопоставлены друг другу. Это
образ начала и конца
человеческой жизни, встречи прошлого и будущего
. Будущее Иванов связывал с явлением Христа,
прошлое — с пророчеством Иоанна Крестителя, поэтому старик вслушивается в слова Иоанна, а
юноша стремится рассмотреть Мессию. И в двух других парах персонажей (в центре полотна, прямо
под фигурой Иисуса, и справа, перед группой левитов и фарисеев) старики слушают, а молодые
смотрят.
Справа, на первом плане, расположены мальчик, от холода обхвативший себя руками, и
дрожащий мужчина, выражение лица которого — смущённое и напуганное — говорит о малодушии.
Образ «дрожащего» противопоставлен образу рыжеволосого юноши: состояния страха и восторга
замечательно переданы в их позах. Тело рыжеволосого юноши прекрасно в своём порыве, в нём
сочетаются духовное и физическое совершенство. «Дрожащий» олицетворяет идею
неподготовленности человека к переменам, он страшится их и привязан к прошлому (как и старики,
он слушает, а не смотрит).
Во время работы над картиной Иванов познакомился в Риме с Николаем Васильевичем
Гоголем. Общность взглядов сблизила их, и художник запечатлел писателя на полотне. В его правой
части, среди группы левитов и фарисеев, выделяется странная фигура: человек в кирпично-красной
одежде, с растрепавшимися чёрными волосами входит в толпу со стороны Христа, оглядываясь на
Него. Зритель читает на лице этого персонажа (так называемого ближайшего к Христу) живое,
острое переживание собственного несовершенства и неудовлетворённость окружающим миром.
Прототипом образа странника, или путешественника, изображённого на картине, стал
сам Иванов. Он наблюдает происходящее беспристрастно, как будто со стороны, хотя расположен в
центре полотна, прямо под руками Иоанна Крестителя. Наблюдатель, свидетель, но не участник
событий — такой видит свою роль художник.
Иванов не стал изображать Святого Духа в виде голубя или сияющего облака над
головой Христа, как другие художники в подобных сценах. В его произведении
чудо Богоявления
совершается в умах и душах людей
, поэтому здесь нет действия, персонажи картины замерли в
красноречивых позах.
Иванов не был баловнем судьбы как Брюллов, у него не было прямых учеников, но
русские художники последующих поколений по-разному преломляли его идеи в своём творчестве.
В жанре морского пейзажа, так называемой марины, работал Иван Константинович
Айвазовский (1817-1900). Его полотна поражают удивительно живописным изображением морской
стихии. Пронизанные лучами солнца волны, грозовое небо – излюбленные мотивы художника.
Будучи живописцем Главного морского штаба, Айвазовский принимает участие в ряде военных
операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений,
написанным в 1848 году, стал «Чесменский бой».