172
колоннадам Бернини перед собором Петра в Риме. Но ориентация участка была неблагоприятной для
постройки такого крупного церковного сооружения.
Воронихин с исключительным мастерством справился со стоявшими перед ним
трудностями. Он расположил колоннады не со стороны западного (главного), а со стороны северного
(бокового) фасада, обращенного к Невскому проспекту. Уровняв антаблемент колоннад с
антаблементом основного ордера, Воронихин достиг чрезвычайной цельности и органичности
решения. Великолепная чугунная решетка обрамляет западный фасад здания.
Очень большая роль в облике здания была отведена монументально-декоративной
скульптуре. В проекте собора были предусмотрены разнообразные скульптурные композиции:
многочисленные рельефы, частью квадратные, частью в виде больших фризов, большие статуи в
портиках и у колоннад. К выполнению их были привлечены крупнейшие русские скульпторы того
времени – Прокофьев, Мартос, Щедрин. Кроме того, вместе с ними работало несколько молодых
мастеров: Демут-Малиновский, Пименов и другие.
Образцом русского ампира является
здание Биржи
(1805 ─1810), возведённое
Жаном
Француа Тома де Томоном
(1760 - 1813). Главный корпус, заключающий основные помещения,
поднят на высокий облицованный гранитом цоколь, предназначавшийся для торговых складов.
Основной объем здания, главный зал, выступает по высоте над всем сооружением. Оба торцовых
фасада выходят на широкие площади. Монументально-лаконичный силуэт, мощная дорическая
колоннада Биржи в сочетании с поставленными по краям ростральными колоннами организуют не
только ансамбль стрелки Васильевского острова, разделяющей два русла Невы перед ее впадением в
Финский залив, но и влияют на восприятие как Университетской, так и Дворцовой набережных.
Здание Биржи отличают тяжелые, грузные пропорции, здесь ощутимо стремление к
подчеркнуто монументальному решению при лаконичности общей объемной и силуэтной схемы.
Томон широко использовал прием контрастных сопоставлений полуциркульных арок, колоннады и
тяжелого гранитного пьедестала, различного формата рустов, чтобы достигнуть впечатления
торжественности и монументальности. Широко применена декоративная аллегорическая скульптура
(у пьедесталов ростральных колонн, над колоннадами торцовых фасадов, в интерьере), которая, как
и у Захарова и Воронихина, помогает выявить назначение здания. Основное и решающее в
индивидуальном стиле Томона – соединение монументальности и мужественной суровости, при
наличии безошибочного чувства пропорций.
Ещё один представитель русского ампира,
Андреан Дмитриевич Захаров
, вошёл в
историю архитектуры прежде всего как автор всемирно известного уникального здания
Главного
Адмиралтейства
(1806-1823). Фасад Адмиралтейства растянулся на 406 м. В центре его
расположена триумфальная арка с высоким золоченым шпилем, ставшим одним из символов города.
Основное в его композиции – чёткая, ритмическая система. На огромной протяжённости в главном
фасаде выделено три основных элемента: центральный, решённый в виде триумфальной арки,
служащий опорой башне со шпилем, и два симметрично расположенных боковых. Последние
состоят, в свою очередь, из трёх колонных портиков, средний увенчан фронтоном. Трёхчастный
принцип композиции Захаров использовал и на боковых фасадах, обращённых к Зимнему дворцу, и
к Сенатской площади. Эти два фасада идентичны.
Адмиралтейство Захарова являет пример подлинного синтеза искусств. Архитектором
широко были привлечены мастера скульптуры. Ф.Щедрин создал группы муз, поддерживающих
земную и небесную сферы; И.Теребенёв – большой фриз на тему зарождения в России флота;
С.Пименов и В.Демут-Малиновский – фигуры ветров и стихий над колоннадой центральной башни.
Скульптура применена также на фронтонах и на отдельных участках стен. Задача решалась
комплексно: пластические элементы вводились только там, где они были необходимы для решения
общей художественно-композиционной задачи. И архитектура, и связанная с ней скульптура общими
усилиями развивали идейно-образную тему морского могущества России.
Высшим достижением ампирной архитектуры Петербурга явилось творчество
знаменитого архитектора
Карла Ивановича Росси
(1775-1849). Наследие его огромно. Одним из
лучших его творений является
комплекс Михайловского дворца
(ныне Русский музей). При всей
чёткости и простоте объёмного решения, комплексу присущи черты парадности, монументальности