Стр. 171 - 2

Упрощенная HTML-версия

171
архитектуре этого периода, имеет неизмеримо более широкую общественную основу. Здесь как раз и
получило свое наиболее яркое выражение то
чувство национального достоинства, которое было
рождено в антинаполеоновских войнах, и в особенности в Отечественной войне 1812 года.
В архитектуре всё чаще встречаются обращения к суровому лаконизму греческого
дорического или тосканского ордеров. В сооружении подчеркивается
объем здания и мощь гладких
глухих стен
. Отдельные
элементы ордера укрупняются
: колоннады, оконные проёмы и арки порой
получают гиперболизированное, почти титаническое звучание. К концу рассматриваемого периода в
архитектуре усиливаются черты величавости, праздничной торжественности.
Основой
российского ампира стал уже адаптированный
петербургский классицизм
,
который в конце XVIII в. активно
пропагандировал идею державности
. Классическое наследие
толковали ближе к традиции императорского Рима. Мощный облик греческой дорики используется
для того, чтобы подчеркнуть грандиозность и торжественность здания, но
пышность
императорского Рима все чаще берет верх
. Предпочитаются колонны коринфского ордера, более
пышные и нарядные. В архитектуре ампира необыкновенно популярными становятся символы три-
умфа и величия: колоннады, арки, богатый декор, скульптура. Черно-бело-золотая гамма
императорских цветов становится исключительной принадлежностью ампирных построек.
Увеличивается значение скульптуры
во внешнем и внутреннем убранстве зданий.
Сюжетный рельеф и статуя еще более, чем это было в конце ХVIII века, обособляются от чисто
декоративных мотивов скульптурного убранства; они приобретают большую смысловую
наполненность, раскрывая те идеи и представления, которые связаны с общественным назначением
данной постройки. Все это подчеркивает монолитную мощь сооружения в целом. Богатый
скульптурный декор строго подчинен единому смысловому и пластическому ритму, благодаря чему
здание и его декор сливаются в единый образ. В архитектуре высокого классицизма существенную
роль играет цвет. Она,
как правило, двухцветна
. Белые колоннады, лепнина, рельефы и статуи
отчетливо выделяются на интенсивно окрашенном желтом или сером фоне оштукатуренных стен.
Отмечаются также и сдвиги в строительной технике: начинают использоваться
новые
строительные материалы
– чугун, кованое железо.
Это был период исключительного размаха русского градостроительства. Повышается
интерес к ансамблевой застройке
, к органичному включению сооружений в систему улиц и
площадей. Особое внимание обращалось на возведение общественных и административных зданий,
строящихся с тем расчетом, чтобы формировать центр общественной жизни того или иного района
города.
Этими грандиозными ансамблями был задан облик Санкт- Петербурга, окончательно
определен его державный, имперский колорит: желто-белый, с использованием черного цвета в
декоративных элементах. Плавный переход к стилю ампир в русской классике был связан с новым
качеством национального самосознания и новой функцией столичной архитектуры. Огромный
размах строительства в Петербурге был подчинен оформлению его как настоящей европейской
столицы, соперницы Парижа.
Волна высокого классицизма начала века представлена тремя именами: А.Н. Воронихин,
Ж. Тома де Томон, А.Д. Захаров.
Крупнейший архитектор этого времени
Андрей Никифорович Воронихин
(1759-1814).
Главное творение Воронихина –
Казанский собор
(1801– 1811), величественная колоннада которого
образовала площадь в центре Невского проспекта, превратив собор и окружающую застройку в
важнейший градостроительный узел центра Петербурга. В 1813 г. в соборе был погребен М. И.
Кутузов и собор стал своеобразным памятником победам русского оружия в войне 1812 г. Позже на
площади перед собором были установлены статуи Кутузова и Барклая де Толли, исполненные
скульптором Б. И. Орловским.
Создание Казанского собора явилось решающим этапом в жизни Андрея Никифоровича
Воронихина и вместе с тем сыграло большую роль в развитии всей русской архитектуры начала ХIХ
века. Задача, стоявшая перед архитектором при проектировании Казанского собора, была очень
сложной. Согласно заданию, требовалось соорудить перед зданием колоннады, подобные