Стр. 169 - 2

Упрощенная HTML-версия

169
половины века: драма, комедия, водевиль. Круг персонажей значительно расширился. В пьесе теперь
стало фигурировать множество лиц различного социального положения и профессий.
В 60-х годах приобрела популярность, особенно на сцене Александрийского театра,
оперетта
. Так, в 1864 году там были поставлены оперетки Зуппе «Десять невест и ни одного
жениха» и Оффенбаха «Орфей в аду». Значительное место в репертуаре русских театров в 60-70-е
годы занимала
мелодрама
. Но ни мелодрама, ни оперетта не могла удовлетворить более
взыскательную публику. Несмотря на то, что в репертуарах русских драматических театров была
представлена классическая драматургия – комедии Грибоедова, Гоголя, пьесы Шекспира, Шиллера,
Гюго, периодическая печать, выражая интересы передовой общественности, требовала от
драматургов обращения к современности, к обыденной жизни, к болезненным социальным
проблемам того времени. Зрители в столице и провинции хотели видеть на сцене российскую
действительность.
Актуальность тематики и идейная направленность делаются характерной чертой
новой драматургии
. Репертуар стал отражать жизнь всех слоев населения России и целый ряд
общественно значимых вопросов — на сцене предстают: проблема отцов и детей, женский вопрос
(общественное и семейное положение женщин), обличение взяточничества и казнокрадства
чиновников и одобрение честных интеллигентных тружеников, вопрос о личной свободе человека и
его правах и т. д. и т. п.
Наиболее полное и художественное претворение
тема русской действительности
получила в творчестве
Александра Николаевича Островского
. Начальный период творчества
драматурга развивался под непосредственным влиянием
«натуральной школы»
. То есть он
стремился не только к воспроизведению русской жизни, преимущественно через образы
представителей купечества, но и к показу темных ее сторон, низменных страстей, косности,
невежества. Эти черты творчества Островского проявились уже в первых его пьесах, например,
«Свои люди – сочтемся» (1850).
Со временем в произведениях драматурга на смену дремучим купцам-самодурам вроде
Тита Титовича Божкова («В чужом пиру похмелье») приходят лощеные дельцы капитализма, такие
как Паратов в «Бесприданнице», который откровенно говорил о себе: «У меня, Мокий Парменович,
ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Устами талантливого механика-
самоучки Кулигина в «Грозе» Островский констатировал: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе,
жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего кроме грубости и бедности нагольной, не увидите».
Автор обращается и к миру чиновничества. Здесь тоже погоня за прибылью, средством же для
приобретения достатка является взятка.
Продолжая жанр социально-психологической драмы, Островский целый ряд своих
произведений посвятил судьбам «положительных героев» – честных, духовно красивых людей,
среди которых особым лиризмом отмечены женские образы. Уже в «Грозе» (1859) естественные
человеческие чувства, чистота и цельность Катерины приходят в столкновение с косностью,
ханжеством, лицемерием и деспотизмом Кабанихи и Дикого. События семейной драмы вырастают
до значения народной трагедии.
Особое место в репертуаре русских драматических: театров заняла во второй половине
XIX века
историческая драма
. За два десятилетия 60-70-х годов в столичных театрах было постав-
лено более 40 новых исторических пьес, среди которых были такие, как «Борис Годунов» Пушкина.
Значительным вкладом в историческую драматургию явились пьесы Островского — драматическая
хроника «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»,
«Тушино» и «Василиса Мелентьевна». Последняя, написанная в соавторстве с С. А. Гедеоновым,
выдержала в первый же сезон 23 представления. Из известной трилогии А. К. Толстого разрешена
была цензурой к постановке только «Смерть Иоанна Грозного».
Таким образом, отечественная драматургия выдвинула ряд социальных и моральных
проблем, которые предстояло воплотить русскому драматическому театру. Новая драматургия
требовала и новых методов воплощения. Острая характерность творчества Островского, интелли-
гентность и тонкий психологизм Тургенева нуждались в новых методах сценического искусства.